01.07.2008 | 12:59

Музыкант с немецким характером Франк Петер Циммерман

Франк Петер Циммерман – вундеркинд, который превративлся в крупного мастера. Свой первый публичный концерт немецкий скрипач дал в десять лет. С тех пор он снискал репутацию исполнителя с тонким чутьем и изысканным вкусом. Минувшим вечером Циммерман в сопровождении оркестра Большого театра исполнил Концерт Бетховена в Большом зале столичной консерватории. Рассказывают "Новости культуры".

Творческая жизнь Франка Петера Циммермана тщательно распланирована. Если музыкант начал сезон с сочинений Бетховена, то полгода будет играть Бетховена. По этой причине скрипач сказал твердое "нет" в ответ на уговоры исполнить в России что-нибудь из Прокофьева. Или он будет играть музыку Бетховена, или концерт не состоится.

Концерт Бетховена для скрипки с оркестром Франк Петер Циммерман исполнял уже около двухсот раз и партитуру знает наизусть. "Концерт Бетховена – трудный концерт и для скрипача далеко не самый выгодный. И то, что Франк Петер предпочел его, это его характеризует как... он именно музыкальный скрипач", – говорит дирижер Александр Ведерников.

Музыкант по-немецки трудолюбив, старателен и точен. Того же он требует и от оркестрантов. С дирижером Александром Ведерниковым Циммерман познакомился накануне, и уже с первых минут репетиции они понимали друг друга без слов. "Музыкант должен, как хамелеон, уметь подстраиваться под стиль и в то же время наполнять музыку внутренним содержанием, придать глубину. Когда я слушаю, как играют юные семнадцатилетние, двадцатилетние скрипачи – сегодня выучили одно, завтра другое, – то чувствую себя стариком, я так не могу. У них все поверхностно, а я должен каждое сочинение пропустить через себя, прожить его", – признается Циммерман.

Он основательно подходит к выбору не только произведений, но и инструмента. В руках музыканта скрипка работы великого Страдивари, которая появилась у него семь лет назад. "Я верю в мистику, что в каждой скрипке живет дух ее предыдущего владельца. На этой играл Фриц Крейслер. И когда я играю его каденции для этого Концерта Бетховена, то мне даже кажется, что скрипка сама играет и делать, в общем-то, ничего не надо", – замечает Франк Петер.

Свою жизнь Циммерман сравнивает с восхождением на высокую гору. У подножия поддерживают учителя, а дальше нужно идти самостоятельно. Скрипач сам решает какие будут произведения, маршруты гастролей, сам бронирует себе билет на самолет и выбирает гостиницу. Он все держит под контролем.