02.07.2008 | 11:24

Российская киноиндустрия 2008: анонс будущего

Должно ли кино подстраиваться под вкусы аудитории, или, напротив, оно предназначено для того, чтобы их формировать? Как сочетать коммерческий успех и художественную ценность фильма? Эти и десятки других вопросов обсуждаются на конференц-форуме "Российская киноиндустрия 2008: анонс будущего", который проходит в Москве. В течение трех дней крупнейшие отечественные режиссеры, продюсеры, киноведы и прокатчики будут искать ответы. Итогом форума должен стать план развития отечественной киноиндустрии на семь лет вперед. Рассказывают "Новости культуры".

Кинематографисты признаются: проблемы существуют на всех этапах производства и проката фильмов. В России новые технологии уже появились, но негде взять специалистов, которые умеют работать на современном оборудовании. "Это самые важные кадры, на которые страшный дефицит. Не надо строить больше ВГИКов – ВГИКа достаточно одного. А вот тех, кто занимается комбинированными кадрами, монтажеров, звукорежиссеров, – большая нехватка", – говорит режиссер, продюсер Иван Соловов. У него есть свой путь решения этой проблемы: режиссер приглашает студентов ВГИКа на практику в свою студию. Так молодежь получает опыт, а руководство студии – кадры.

Помимо проблем, на форуме обсуждают и достижения российского кинематографа. В 2007 году вышли в прокат восемьдесят три отечественных картины, а такие фильмы как "12" и "Волкодав" даже обошли по кассовым сборам самые известные голливудские блокбастеры. "То, что произошло, – это уже очень много. Еще недавно доля нашего рынка составляла три процента от общих сборов, сейчас – двадцать восемь процентов. Это уже очень много, и мы находимся на уровне передовых европейских стран", – замечает заместитель министра культуры России Александр Голутва. Эти цифры могут быть и больше, если кино снова вернется в маленькие города и районные центры, как это было раньше. Увеличение числа кинотеатров не в Москве и Петербурге, а в регионах, министерство культуры считает одной из важнейших задач на ближайшие годы.

"Большее население нашей страны не может смотреть фильмы. У нас нет прав, доступа. Тридцать восемь процентов населения – у них нет клубов и кинотеатров", – поясняет министр культуры Александр Авдеев. "А так как инвесторам невыгодно в маленьких городах строить кинотеатры – отток плохой, – государство должно быть здесь партнером частному бизнесу", – убежден председатель Союза кинематографистов России, режиссер Никита Михалков.

Еще один важный для продюсеров и режиссеров вопрос – западный прокат. Несколько раз в год в двух-трех странах проходят недели российского кино, но этого явно недостаточно. Хотя кинематографисты признаются, что интерес со стороны западного зрителя их радует. "Я выезжаю на недели российского кино, и чувствуется там очень большой интерес не только со стороны русскоговорящего населения этих стран, но и коренных жителей", – отмечает Иван Соловов.

У Никиты Михалкова на этот счет есть своя точка зрения. Его последний фильм "12" успешно прошел в прокате во многих европейских странах, но он все же уверен, что российское кино в первую очередь должно быть ориентировано на прокат в России. "Что нам делать, чтобы попасть на запад? Возьми билет – езжай. Нет проблем. У нас такой рынок – сто двадцать миллионов. Человек ходит в кино не один раз. Это гигантский миллиардный рынок. На что рассчитывает американская индустрия – на наш рынок? Нет, на свой. И мы должны рассчитывать на свой", – считает он.

На эти и другие проблемные вопросы кинематографисты ответили в специальных анкетах. По итогам был создан общественный доклад, который содержит подробное описание состояния отрасли сегодня, а также варианты развития до 2015 года. Документ послужит основным материалом для работы на конференц-форуме, а потом будет использован в качестве конкретного плана, поддерживаемого государством.