24.05.2012 | 19:46

Театральные плакаты из Бахрушинского музея попали в живой театр

«Мастерская Петра Фоменко» и Музей имени Бахрушина объединились, чтобы организовать выставку, посвященную российскому театральному плакату. Совместный проект должен привлечь внимание публики к художественной афише. Некогда востребованный и популярный жанр сегодня, к сожалению, почти забыт. Между тем многие выдающиеся художники с удовольствием создавали плакаты к театральным постановкам, и они оказывались настоящими произведениями искусства. Рассказывают «Новости культуры».

«Как бы не ввести зрителя в заблуждение», – шутили организаторы этой выставки, развешивая плакаты в стенах театра «Мастерская Петра Фоменко». Такие плакаты уж точно привлекут их внимание. Правда, большинства из этих спектаклей уже давно нет в репертуарах театра.

«Мы хотим быть живым музеем, и мы пришли в живой театр. Это соединение  для нас органично, и то, что люди, приходя в театр, будут видеть эти плакаты, причем к одним из лучших спектаклей в истории театра,  это будет не только познавательно, но и художественно полезно», – подчеркивает директор Бахрушинского музея Дмитрий Родионов.

Яркие, концептуальные, лаконичные, высокохудожественные. Основные вехи в развитии театрального плаката – на выставке от Бахрушинского музея. Самый ранний образец относится к 1897 году. Четкой грани между плакатом и афишей тогда еще не было – совмещали два в одном.

«Вот смена веков и принесла эту новизну в печатный лист. Сначала орнаментальная часть обнимает текстовую часть, а потом вытесняет ее полностью», – продолжает Дмитрий Родионов.

Внешний вид плаката зависел не только от посыла спектакля, но и от художественных тенденций того времени. Модерн, авангард, конструктивизм, соцреализм – каждое из этих направлений оставило свой след в истории театрального плаката. Мэтром плакатного жанра искусствоведы единодушно признают Николая Акимова. Заданная им планка и сегодня остается недосягаемой.

«Николай Акимов, который был и художником, и режиссером, и плакатистом. Конечно, он ввел этот вид искусства в разряд очень важных и ответственных. До него даже не было выставок плакатов», – отмечает искусствовед Анаит Оганесян.

Восхитившись работами прошлого столетия, гости вернисажа констатировали: современный плакат уже не тот, а сам жанр практически не востребован. Оборвется ли история театрального плаката в веке XXI? Что придет ему на смену – видеомэппинг, инсталляции? Этот спор напоминает дискуссию и о судьбе самого театра: придерживаться классических канонов или двигаться в сторону современных технологий и новых форм?