03.07.2008 | 11:20

"Пламя Парижа". Революция в Большом театре

"Пламя Парижа" вновь разгорится сегодня в Большом театре. Знаменитый балет Василия Вайнонена возвращается на главную сцену страны в постановке Алексея Ратманского. Спектакль о Французской революции был в репертуаре Большого более тридцати лет – вплоть до 1964 года. Ратманский изменил либретто и практически полностью обновил хореографию. Его версия "Пламени Парижа" – одна из самых массовых постановок театра. На сцене одновременно танцуют сто сорок человек. В балете десять главных партий, поэтому есть шанс показать всех солистов труппы. О подготовке премьерного спектакля рассказывают "Новости культуры".

По коридорам Большого прогуливается Мария-Антуанетта. Платье из красного бархата кажется неподъемным, но художник Елена Марковская уверена: балерине в нем удобно. Работая над костюмами к "Пламени Парижа" Елена досконально изучила моду времен директории. Сделала больше трехсот эскизов. "Несмотря на то, что костюм смотрится таким большим, он очень легкий, практически невесомый, и он совершенно не ограничивает движение", – замечает артистка балета Большого театра Ольга Суворова.

Впервые "Пламя Парижа" поставили к пятнадцатилетию Октябрьской революции. Спектакль выдержал три редакции. Государственный заказ Вайнонен отработал. Акцент, сделанный на героический мужской танец, точно соответствовал идеалам социалистической революции. Балет, в котором летели королевские головы и свергалась монархия, особенно любил Сталин. "На одном из спектаклей Иосиф Виссарионович спросил, имеет ли балет премию. Ему сказали: "Нет, балет уже старый, 1932 года". "Большая ошибка", – сказал Иосиф Виссарионович. На следующее утро радио сообщило: "Сталинская премия Первой степени"", – рассказывает сын Василия Вайнонена Никита Вайнонен.

Знаменитый танец басков – вот то немногое, что осталось от хореографии Вайнонена. Ратманский ставил его по материалам фильма, снятого в 1954 году, и воспоминаниям танцовщиков Большого. "Это новый балет. Но мне очень хотелось сохранившиеся куски Вайнонена включить в контекст спектакля. Это гениальная хореография, но она очень многое теряет, когда исполняется в концертах. Она построена на том, что люди танцуют на площади в окружении толпы", – говорит Ратманский.

Пятиминутный номер танцуют солисты Большого Волчков и Савин. Даже таким профессионалов этот танец дается тяжело. "Нельзя танцевать в пол ноги", – признаются они. Последний раз Наталья Осипова танцевала на каблуках пять лет назад, на выпускных экзаменах. Спасает школьная выучка и универсальность. "Конечно, для нас, классических балерин, это очень тяжело. Абсолютно другие мышцы работают. Все нужно танцевать очень темпераментно, поэтому устаешь еще в пять раз больше", – замечает она.

В костюмах прослеживаются цвета Французской революции – красный, белый, синий. Художник Елена Марковская соблюдает строгие иерархические законы: Королевский двор, мятежные марсельцы, горожане, национальная гвардия. Не только костюмы, но и парики выдержаны стиле. Чтобы подготовить один парик уходит целый день. Завить локоны, уложить, закрепить – этого хватает только на один спектакль. Каждый раз вся работа проделывается заново.

Взяв за основу старую постановку Вайнонена, Алексей Ратманский изменил хореографию и либретто. Он отказался от спецзаказа с его агитационным посылом и сделал спектакль о судьбах людей, попавших в жернова Великой Французской революции.