03.07.2008 | 13:46

"Триптих" – классика в джазовой обработке

В Московском международном Доме музыки звучали Бетховен, Малер, Бриттен. Исполнители – Селеа, Кутюрье, Юмер. Их инструменты – фортепиано, контрабас, ударные. Тройственный союз джазовых музыкантов из Франции представил в российской столице программу с предсказуемым названием "Триптих". Благодаря безупречной акустике Дома музыки три классика в джазовой интерпретации звездного трио прозвучали втройне свежо и неожиданно. Рассказывают "Новости культуры".

"Билли Кобэма еще в проекте не было, когда я начал использовать технические приемы, создание которых теперь приписывают ему", – шутит семидесятилетний Даниель Юмер о своем друге – легендарном американском барабанщике. Говорит, что сам он о технике думает в последнюю очередь, и сравнивает свое ремесло с мастерством художника. "По большому счету, это инструмент живописца. А в живописи есть такие понятия как толщина слоя, есть текущая краска, есть какие-то прозрачные штрихи. И здесь то же самое", – поясняет Юмер. Своим стилем он называет би-боп.

Музыкальная родина его партнера по ритм-секции Жан-Поля Селеа – современный авангард. Он много лет выступал с легендарным ансамблем "Intercontemporain" Пьера Булеза. А Франсуа Кутюрье переиграл, кажется, все – от корсиканского фольклора до современной эстрады. Это трио объединилось для того, чтобы играть симфоническую музыку. Правда для них тема, заданная композитором – это только основа для импровизации. "Для нас эта музыка, она точно такая же, как любой другой джазовый стандарт или любая песня. И мы работаем с ней точно так же, как с любой другой мелодией. Бетховен, Малер – мы об этом забываем", – говорит Селеа.

В джазе совершенно другой подход к восприятию академической музыки. Он кардинально отличается от того, что недавно демонстрировал в Москве Эсбьерн Свенссон, играя с таким же составом. "Это был замечательный пианист. Он, к сожалению, недавно погиб, и я хотел бы этим концертом почтить его память. Современному джазу будет сильно его не хватать. У него был очень мелодичный и структурированный подход. Мы же позволяем себе гораздо больше вольностей", – отмечает Франсуа Кутюрье.

Впрочем, французское трио на этом концерте играло не только Бетховена, Бриттена и Малера, но и много своих пьес.