04.07.2008 | 11:35

Авиньонский фестиваль откроется в песчаном карьере

Главное событие театральной Европы! Cегодня на юге Франции открывается 62-й Авиньонский фестиваль. Cамый престижный, самый модный, самый авангардный... Именно там каждый год представляют громкие премьеры, определяют новые тенденции, расставляют акценты в мировой театральной иерархии. Увы, российских постановок в программе этого фестиваля не будет, однако отечественный театр все же представлен. Анатолий Васильев покажет свою работу с французскими студентами, а Рижский драматический театр – спектакль Алвиса Херманиса "Соня" по рассказу Татьяны Толстой. Рассказывают "Новости культуры".

На афише 62-го Авиньонского фестиваля – человек с зелеными глазами. "Кто он, не знаю, – говорит директор фестиваля Винсент Будрие, – это просто портрет, а если говорить о символах, то, как всегда, в центре всех наших художественных поисков – человек". Эта традиция сформировалась практически сразу, ведь Авиньонский фестиваль был создан после войны, когда на первый план вышли идеи гуманизма и объединения.

Прошло уже более полувека с тех пор, как Жан Вилар ставил специально для Авиньона "Ричарда Второго", а Жерар Филипп играл там Сида. Теперь на фестивале целый день посвящают вопросам мировой интеграции. 10 июля в фестивальном расписании значится как "День европейского сотрудничества в сфере культуры". Впрочем, под таким девизом мог бы проходить и весь Авиньонский фестиваль, поскольку именно там обмениваются идеями, театральными новостями и опытом.

"На самом деле, цель фестиваля – разрушить все границы. Прежде всего, конечно, между странами. Поэтому в афише много ко-продукции. Не менее важно наладить диалог актеров и зрителей, поэтому мы так широко используем практику круглых столов, встреч, обсуждений. Иногда, поверьте, именно дискуссии со зрителями приводят к неожиданному результату", – говорит Винсент Будрие.

Помимо основных организаторов – а нынешняя команда работает уже четвертый год – в Авиньоне каждый раз выбирают художественного руководителя фестиваля. В этом году творческую концепцию смотра придумывали итальянский режиссер Ромео Кастеллуччи и французская актриса Валери Древиль. Они принимают активное участие в программе фестиваля, ключевым событием которого станет показ трилогии "Божественная комедия". Играть эту постановку Кастеллуччи будут в стенах папского дворца. Валери Древиль откроет фестиваль спектаклем в"Послеполуденный раздел". Его сыграют в двадцати километрах от города – в настоящем песчаном карьере.

В Авиньоне всегда использовали принцип новых площадок. Спектакли играли в церквях, часовнях, парках и по всему городу. И все же нынешнее открытие программы в карьере Булбон можно считать весьма необычным. Спектаклем открытия станет совместный проект, объединивший сразу несколько европейских театральных трупп. Валери Древиль, Тгаэль Баро, Николя Бушо и Жан-Франсуа Севадье придумали спектакль вчетвером. Им помогала актриса Шарлотта Кламан, для которой просто не нашлось роли. Формально в постановке нет режиссера. Высокий поэтический стиль, новаторский аскетизм и невероятная эмоциональность, без которой невозможно играть эту пьесу Клоделя о потерянной любви, – все это зритель сможет найти в спектакле.

Разумеется, даже самый талантливый сценограф вряд ли мог бы создать в театре такую декорацию. За три часа сценического времени – а спектакль идет без антракта – наступают летние сумерки. Песчаный карьер становится золотым, потом розовым и постепенно погружается во мрак. На небе, повинуясь какому-то гениальному художнику по свету, зажигаются звезды. Так, в самом начале Авиньонского фестиваля для работы над спектаклем призваны силы самой природы. Дальше, вероятно, им на смену придут силы потусторонние, ведь впереди – спектакль Кастеллуччи "Ад".