05.07.2008 | 14:29

Таинственные знаки братства "Вольных каменщиков"

Едва ли не все выдающиеся представители европейской культуры XVIII – XIX веков непременно имели ту или иную масонскую степень. Принадлежность к ложе, с одной стороны, свидетельствовала о высоком уровне развития личности, с другой – указывала на способность этой личности влиять на жизнь общества. Современное масонство лишь отчасти сохранило эти черты. Тем не менее, эта тема продолжает интриговать умы простых смертных. Выставка под названием "Масонство – история, ритуал, символика" в Государственном музее истории религии в Петербурге может хотя бы отчасти утолить любопытство. Рассказывают "Новости культуры".

Колонны, транспортиры, отвесы, циркули, сферы – небесная и земная. Один из самых старинных экспонатов выставки – так называемый плат, выполненный в Англии во второй половине XVIII века. На нем можно найти почти все масонские символы. Вольные каменщики придавали огромное значение символам, легко их заимствовали, например, из христианства, и делали своими.

Великолепные запоны, ритуальные фартуки, выполненные в конце XVIII – начале XIX веков. На этих предметах нет случайных изображений. К примеру, пеликан, выкармливающий птенцов, – символ жертвенности. Вольные каменщики считают своими предшественниками строителей Храма Соломона, поэтому изображение храма встречается наиболее часто. На заседаниях масонских лож братья много времени уделяли толкованию всех этих символов. Важное значение имеет и цвет.

В России к масонам относились с предубеждением уже в начале XIX века. Вольные каменщики стали приезжать в Петербург при Петре Первом. Среди них были и архитекторы, которые помещали масонские символы на фронтоны и в интерьеры дворцов. Екатерина Вторая, напуганная событиями во Франции, запретила масонов, которые слыли вольнодумцами. Поэтому в российском масонстве гораздо больше таинственного, чем в западном.

Часть экспонатов посвящена ложе мопсов – единственной, куда принимали женщин. Всего существовало четыре ложи. "Масоны 1920-х годов хотели возродить традиции масонов XIX века", – рассказывает куратор выставки Марина Птиченко.

Завершают экспозицию предметы, представленные современной Великой ложей России. Масонство возродилось в стране после перестройки. Штандарт проведет в стенах музея все отведенное для выставки время, а вот меч российские вольные каменщики скоро заберут, ведь без него не провести заседание очередной ассамблеи.

Читайте также:
Масонство – история, ритуал, символика

История масонства на выставке в Петербурге