07.07.2008 | 11:17

Парк советского периода в центре Франкфурта

В знаменитом "Ширн Кунстхалле", который является одним из крупнейших выставочных залов Европы, открылась выставка "Тотальное просвещение. Московское концептуальное искусство 1960-е – 1990-е годы". От полотен Виталия Комара, Александра Меламида и ранних фотографий Бориса Михайлова до книг Льва Рубинштейна – всего сто тридцать работ и более тридцати знаковых имен. Впервые искусство московского концептуализма так полно представлено за рубежом. Однако уникальность франкфуртской выставки заключается не только в ее размахе. Экспозиция завершает масштабный просветительский проект в области советского искусства. Рассказывают "Новости культуры".

Тотальное просвещение – а тогда еще, наверное, только знакомство с русским искусством – во Франкфурте началось шестнадцать лет назад, когда в Ширне показывали русский авангард начала ХХ века, а потом визуальную культуру сталинской эпохи. Теперь, когда во Франкфурте настало время концептуалистов, многих авторов в Германии уже знают. Вадим Захаров делал памятник философу Теодору Адорно, а Брускину предлагали расписывать Рейхстаг. Однако до сих пор немецкие журналисты не понимают, как в СССР мог появиться концептуализм, если главной культурной доктриной был соцреализм.

"Как и во всей Европе, в Москве была достаточно большая среда неофициальной культуры. В этой обширной среде сформировался концептуализм, и эта группа, естественно, вступала в идеологические дискуссии с официальным искусством", – поясняет куратор выставки Борис Гройс. Из-под его пера в 1979 году и появился сам термин "московский концептуализм". Говорить "советский" не хотелось, да и большинство авторов были из Москвы. Это сейчас, в эпоху тотального просвещения, художники известны везде, а тогда, признается Гройс, была тотальная изоляция. К примеру, пародии Александра Косолапова на лениниану можно было показывать только своим.

Остроумные, иногда абсурдные, но только не обыденные, эти работы были противовесом идеологии страны Советов. В них присутствует ирония по поводу штампов и стереотипов. Для того, чтобы понять эти работы, они сопровождаются комментариями. Однако произведения одного из любимых в Европе авторов мало читать – его надо слушать. Дмитрий Пригов в свойственной только ему манере исполняет свои стихи о милиционере на черно-белой пленке. Именно живописные московские окрестности, иронизирует поэт, и вдохновили его на такие строчки. "Когда человек вступает в конфронтацию с тем, что он знает, переживает, тогда возникает улыбка. В том числе и в восприятии бытия. Это то, что и хотят люди. Они хотят улыбаться", – убежден Борис Гройс.

На выставке, кроме самих работ, представлен и архив движения концептуалистов, фотографии, видеозаписи, перформансы Ильи Кабакова и акции группы. Коллективные действия – иногда их еще называют предшественниками флэш-моба. Качество записи не очень хорошее, но все же видно, как в подмосковном лесу вдруг появляется лозунг.

У немецкого зрителя есть два месяца на то, чтобы разобраться в московском концептуализме, потом изучать его будут уже испанцы. Осенью выставка откроется в Мадриде.