07.07.2008 | 12:23

Голливудский мастер советского кинематографа. Герберт Раппапорт

"Музыкальная история", "Меня это не касается", "Два билета на дневной сеанс"... От обаятельных музыкальных комедий до детективов и психологических драм – таково наследие советского режиссера Герберта Раппапорта. Сегодня исполняется сто лет со дня рождения мастера, биография которого могла бы лечь в основу приключенческого сценария. Рассказывают "Новости культуры".

Фильм "Профессор Мамлок" сегодня знают только редкие киноманы или профессиональные режиссеры, а ведь эта картина должна была стать не только началом блестящей карьеры Герберта Раппапорта, но и пропагандисткой акцией советской власти. Голливудский кинематографист, ассистент знаменитого Пабста бросает фабрику звезд ради работы на Ленфильме. Однако дебютной картине Раппапорта не повезло. Пакт Молотова – Риббентропа сделал антифашистский фильм мягко говоря не актуальным. "Его сжигал общественный, социальный темперамент. А он потом снимал комедии, детективы, фильмы-оперетты. Даже ставил какие-то спектакли", – рассказывает кинокритик Леонид Павлючик.

Неизвестно, разочаровался ли режиссер в своем решении связать судьбу с советским союзом, но эти неудачи никак не отразились на стиле его работы. Он принес на Ленфильм не виданный ранее порядок. Режиссеры специально ходили на его площадку учиться постановке съемочного процесса. Невозможно было представить, чтобы Раппапорт пришел на съемку без подробнейшей раскадровки каждой сцены. Он продумывал каждое слово в своих сценариях, и актер мог даже не мечтать о том, чтобы хоть на йоту отклонится от заданного текста. "Ему принадлежит, кстати, честь такая: он впервые внедрил на Ленфильме знаменитые кресла с надписями "режиссер", "оператор", в которых сейчас сидят все", – отмечает Леонид Павлючик.

Настоящий звездный час Раппапорта настал только спустя тридцать лет жизни в Советском союзе, вместе с выходом на экраны фильма "Два билета на дневной сеанс". Это был один из первых советских детективов, имевший невероятный успех у зрителя. До сих пор актеры, снимавшиеся у Раппапорта, вспоминают работу с ним как великолепную, в прямом смысле, голливудскую школу. "Он никогда не повышал голоса на актеров. И если что-то происходило не так, он очень переживал, уходил в сторону. Для него актер был очень уважаемый человек", – рассказывает народный артист России Александр Збруев.

Однако, несмотря на долгие годы жизни в Советском Союзе и пятнадцать фильмов, снятые на Ленфильме, по-настоящему своим здесь он так и не стал. "Я думаю, что он не всех к себе подпускал. Потому что у него был какой-то свой мир, которым он жил. И он понимал, что многие его не понимают и не принимают его и тот мир, в котором он живет", – добавляет Александр Збруев. Однако, это не помешало Герберту Раппапорту стать одной из ярчайших фигур в истории советского кино.