08.07.2008 | 12:46

Всероссийский день семьи, любви и верности

Сегодня в нашей стране впервые отмечается Всероссийский день семьи, любви и верности. По православному календарю 8 июля – День святых Петра и Февронии Муромских. Их любовь и супружеская верность стали легендой. В древнем Муроме, где в XIII веке жила княжеская чета, откроется скульптурная композиция, посвященная святой паре. Что необходимо для того, чтобы пройти жизненный путь в любви и согласии? Писательница Людмила Улицкая и скульптор Андрей Красулин вместе уже тридцать три года. Два непростых характера, две творческие личности отыскали свою формулу долгих отношений. Рассказывают "Новости культуры".

Мастерскую Андрея Красулина по привычке называют новой, хотя он работает там уже восемнадцать лет. Запомнить, где и что находится, под силу только ему одному. Например, офорты, которые он сделал к "Казусу Кукоцкого". Людмила писала роман много лет. "Мы постоянно участвуем в работах друг друга. Долгие годы Андрей первый читатель", – говорит Улицкая.

Каждая новая рукопись Людмилы проходит проверку Андреем. Он первый и самый придирчивый слушатель. "Лежит на диване, и если говорит: "Что-что?" – значит надо переделать", – рассказывает она. "Она для меня очень важный зритель, зачастую первый", – признается Андрей. При этом Людмила никогда не была моделью. Андрей, конечно, рисовал ее, но только в карикатуре. "Ну, такие суровые рисунки", – замечает Улицкая.

За долгие годы она, как камертон, безошибочно чувствует его настроение. "Мы знакомы тридцать лет и три года", – говорит Людмила. Когда он работает в мастерской, она всегда на телефоне. Вообще Андрей не очень любит говорить о своей работе. Считает, что жена-писатель расскажет лучше. "Я ничего не расскажу. Вот писатели обязательно расскажут", – добавляет он.

Скульптуру "Равноденствие" Андрей называет квинтессенцией их семейных и творческих отношений. Разные техники, разные материалы. Равноденствие их личных отношений строиться по формуле: "По возможности помогать. Главное – промолчать".

Эскизы театральных рельефов хранятся в Третьяковке и Русском музее. В последнее время Андрей занимается архивом. Из ненужных вещей он делает макеты и выставляет их. А Людмила пишет сразу несколько произведений, даже оперное либретто.