08.07.2008 | 13:17

Артхаус в коротком метре

Граница между артхаусом и видеоартом довольно иллюзорна, и организаторы Первой Московской международной биеннале современного искусства "Стой! Кто идет?" решили объединить и то, и другое в общей программе. Единственное, в чем пришлось ограничить участников, чтобы не превратить мероприятие в кинофестиваль, – это хронометраж. В связи с этим смотр художественного видео пройдет в Московском музее современного искусства под наименованием "Артхаус в коротком метре". Рассказывают "Новости культуры".

Короткий метр как особый жанр, а не просто студенческое упражнение. У него есть свои законы создания и восприятия. Именно это интересует режиссера и куратора программы Татьяну Данильянц. Каждый фильм своей программы она уверенно называет "маленьким шедевром", а определение "артхаус" в названии трактует как территорию визуального искусства, где работа с изображением играет решающую роль. "Искусство кино еще называется "Art of motion pictures" – "искусство движущихся картинок". Понимание цвета, света, то, как это воздействует на природу зрителя, является очень важной составляющей этой программы", – замечает Татьяна. Она не только куратор, но и участник программ. Две ее ленты – "U" и "Фрески снов" – представлены в ретроспективной части показов.

В течение июля будут показаны лучшие фильмы за все годы существования форума. Это работы художников из Италии, Литвы, Вьетнама, Бразилии. Среди них есть и первые короткометражные опыты уже известных сегодня режиссеров. Однако первый и последний вечер Данильянц посвятила молодым авторам – тем, кто просто веселится, смешивая жанры и стили, создавая странные и яркие образы. Тем, кто выискивает, выслеживает проявления человеческих эмоций в ежедневной суете больших городов, и тем, кто пытается размышлять на темы войны, принимается за изучение ее наследия.

"Фильм "Следы" – это фильм о том, как живется сейчас молодым людям в местах, где были концентрационные лагеря. И тот факт, что молодые люди двадцати лет вдруг обращаются к темам памяти, нащупывая болевые точки, – меня это потрясает, – признается Татьяна. – Фильм "Другая Москва" Омари Зверькова – это очень красивый лирический этюд о том, что, несмотря на хаос, в этом мегаполисе все равно присутствует невероятное проявление человеческой нежности".

В каждой программе представлено по три короткометражных фильма. Казалось бы, работы совсем небольшие, учитывая, что средний хронометраж короткого метра – всего пятнадцать минут. Однако Татьяна Данильянц предупреждает: просмотры предполагают определенную зрительскую работу и внимание. Ведь получившиеся фильмы, по мнению куратора, настолько сконцентрированы, полны и закончены, что ощущение после них остается такое же, как после двухчасовых картин.

Все материалы о биеннале>>>