08.07.2008 | 19:41

Секреты живописи Адылбека Байтерекова

Источником вдохновения для киргизского художника Адылбека Байтерекова стали древние наскальные рисунки, найденные в горах Тянь-Шаня. Мастер работал над этой темой с начала 90-х годов и создал собственный стиль – живописной тайнописи. Сегодня произведения художника можно увидеть в Москве. В Галерее искусств Зураба Церетели открылась его персональная выставка. О живописи, обращенной в прошлое, рассказывают "Новости культуры".

Творчество Адылбека Байтерекова – одного из ведущих живописцев Кыргыстана – не укладывается в схему ни одного из художественных течений – настолько оно самобытно и необычно. На прошлогодней парижской выставке художнику задали вполне правомерный вопрос: "Вы свои картины вышиваете?". "Да, – ответил художник, – только при помощи кисти и красок".

Его полотна действительно напоминают вышивки – филигранные, скрупулезно вылепленные маслом, лаконичные и словно светящиеся изнутри. Этот цвет и свет к художнику пришли не сразу. Выпускник Репинского института, Байтереков успешно работал в спокойной академической манере, а превосходное владение рисунком и композицией сулило художнику спокойное существование. Однако творец всегда находится в поиске.

Внутренняя необходимость раскрепостить энергетику цвета стала основой метаморфозы, которая произошла в его творчестве в начале 90-х. Тогда Бейтереков увлекся древними петроглифами Саймалы Таша, которые были созданы еще в третьем тысячелетии до нашей эры. Именно они послужили основой для создания собственного мифа Адылбека Бейтерекова.

"Те древние художники, они высекали рисунок и попадали настолько по композиции, что, в принципе, мне оставалось только, разговаривая с тем художником, который жил в то время, придать им цвет, найти свою интерпретацию, и, естественно, свою композицию найти", – замечает Адылбек Байтереков.

Известно, что петроглифы чудесным образом проявляются на закате и восходе солнца. Как только освещение меркнет или выравнивается, рисунки исчезают. Этот эффект назвали "первобытным кино". Наверняка он поражал древних так же, как поражает и современных людей. Не дать им растворится, перенести магию на холст – таково было желание художника. Постепенно появилась и своеобразная техника. Цветовая фактура мазков словно имитирует шероховатость камня. Буйтереков и сегодня экпериментирует с цветом и сюжетами Саймалы Таша.

В этом году художник увлекся новым материалом – войлоком. Ему очень захотелось почувствовать разницу и родство двух основ – тугого, натянутого холста и мягкой шерсти. От каждой работы Алыбека Байтерекова остается ощущение, что это главы книги, посвященной загадкам мира и отрешенности от обыденности.