25.05.2012 | 10:28

В музее-заповеднике "Царицыно" открылась выставка "Юность России"

Эпоха, которую принято называть Древняя Русь – это время становления государства и формирования национальной идентичности. Если сравнить жизнь страны и судьбу человека, то этот период походит на юность. Выставка «Юность России» представляет зрителям шедевры исторической живописи. На полотнах известных российских художников разворачиваются знаменательные для страны события – от призвания варяг до петровских времен. Рассказывают «Новости культуры».

«И была у них усобица, и стали воевать друг с другом, и сказали – поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву. И пошли за море – к варягам». Согласно «Повести временных лет» это было в 862 году. Событие считается отправной точкой российской истории. В музее-заповеднике «Царицыно» открылась художественная выставка, посвященная 1150-летию основания государственности.

43 картины – события восьми веков. На этом рисунке – пролог российской истории. Умирающий Гостомысл – новгородский посадник – завещает отправить послов к варягам. Детали русского костюма и утварь избы сочетаются с античной драпировкой и классицистскими колоннами. В работах художников начала XIX века исторические события часто выглядят как сюжеты легенд – это влияние Карамзина.

«Это был единственный источник для художника представить себе события, описанные в романтическом часто ключе, – рассказывает куратор выставки, заведующий сектором рисунка XVIII - начала XIX века Русского музея Наталья Соломатина. – Потому что достоверных сведений о тех временах было крайне мало. И, может быть, с современной точки зрения это воспринимается как некая театральная сцена, а герои древней истории предстают почти античными богами».

Все экспонаты выставки – из фондов Русского музея. Эти полотна и гравюры демонстрируются очень редко. Эскизы знаменитых шедевров позволяют проследить, как развивался авторский замысел. На рисунке Репина «Иван Грозный убивает своего сына» - обостренно дана идея художника. В изображении государя угадываются рога – в этот момент он воплощение темных сил. Светлая, тающая фигура царевича представляет его мучеником. Только черное и белое. На большом полотне психологизм и символизм Репин сумел представить реалистично, в детальном историческом антураже.

«Историческая живопись – это как бы вершина академических жанров, – говорит заместитель генерального директора по научной работе музея-заповедника «Царицыно» Ольга Докучаева. – То есть историческая и мифологическая картина ценилась всегда наиболее высоко. Художники академической школы – только самые крупные мастера решались на большие исторические полотна».

С развитием археологии историческая живопись стремиться к максимальной достоверности. В эпоху модерна – древность предстает обобщенным символом. История России всегда рифмуется с ее сегодняшним днем – каждое поколение художников и зрителей выстраивает собственные параллели.