09.07.2008 | 11:23

Как изучать историю России по советским плакатам?

Жизнь художника напрямую или опосредованно переплетается с судьбой его страны. Однако если речь идет о тех, кто занимается плакатом, эта связь особенно наглядна. "Линии жизни" – так называется выставка, которая открывается сегодня в зале Московского Союза художников. В экспозиции представлены работы пятнадцати крупнейших мастеров советского плаката. Рассказывают "Новости культуры".

Елена Устругова знает историю каждого плаката – при том, что в экспозиции их предсталвено не меньше пятисот. Таким сокровищам завидует даже Библиотека имени Ленина, в которой собрана самая большая плакатная коллекция. Тексты к знаменитым ростовским плакатам писал Маяковский. "Самый смешной. Мало красок, много чувств, все выплескивается на эти листочки которые надо было наклеить, сорвать, забить", – отмечает Елена.

К открытию выставки плаката в Доме художников Степан Лукьянов подготовил работы своего отца Мирона Лукьянова. Среди них – социальные, идеологические плакаты, работы для фильмов: "Андрей Рублев", "Двенадцать стульев", "Белое солнце пустыни". "Отец – известный плакатист. Работал в технике акварели, пастели графики, живописи", – рассказывает Степан.

Мирон Лукьянов был первым педагогом Камиллы Чилингаровой. Именно он убедил талантливую студентку заняться социальным плакатом. "Хотелось бы поднять наболевшие темы", – говорит она. Камилла считает, что роскошной рекламы хватает и без нее. Художницу интересуют проблемы социума.

По некоторым плакатам можно изучать историю страны. Реклама папирос "Сафо" и "Экстра" представляет эпоху НЭПа, когда идеологический плакат потеснила торговая реклама. "Почти все плакаты, создавшие Ленинградскую школу рекламы, были выполнены Александром Зеленским", – продолжает Елена Устругова.

В конце шестидесятых художник Валерий Чумаков показывал свои офорты только близким. Его сын Петр помнит, как отец убирал рисунки подальше от чужих глаз. "Серия офортов "Здравствуйте" никогда в открытую не показывалась – могли посадить", – поясняет Петр. В начале девяностых Валерий Чумаков создал еще один скандальный цикл – "Лозунги" – семьдесят листов времен перестройки. "Кто мы, откуда и куда идем?" – добавляет Петр. В военное время за такие вопросы можно было лишиться жизни.

Плакаты времен войны так же лаконичны и просты, как и революционные агитки. "Мало краски, бумаги, главное – воздействовать любым способом", – рассказывает Елена Устругова.

После войны плакаты закричали про счастливую жизнь и великого вождя. На плакате 1947 года изображена Москва с высотками, фонтанами, парадами – город безоблачного счастья.

Сегодня плакат вновь востребован. Каждый художник выбирает собственную нишу – коммерческую, политическую, социальную. Лаконичный, простой язык плаката – это действенный и быстрый проводник самых радикальных идей. Кроме того, лакат по-прежнему остается произведением искусства.