09.07.2008 | 12:33

Чаплин в юбке. Лия Ахеджакова отмечает юбилей

Ее секретарша Верочка давала уроки красоты всем женщинам страны, а отважная кроха Малаева в "Гараже" потрясала мужчин своей бескомпромиссностью. Эльдар Рязанов, чьи фильмы принесли актрисе всенародную славу, недаром сравнил ее с Чарли Чаплиным. Сегодня народная артистка России Лия Ахеджакова принимает поздравления с юбилеем. Умение пройти "по лезвию ножа" между фарсом и трагикомедией – это сложнейшее искусство. Путь актрисы к зрителю был трудным. Театральные вузы отказали абитуриентке с формулировкой: "Хоть вы и талантливы, но актрисой никогда не станете". Тем не менее, она стала одной из самых любимых. Рассказывают "Новости культуры".

На сцене Московского ТЮЗа она работала шестнадцать лет. О многих ролях сегодня даже не захочется вспоминать. В некоторых образах и лица толком не было видно. Поросенок Наф-Наф с чулком на голове или куриные ноги, на которых стояла избушка. Маленькая, хрупкая актриса. Казалось, амплуа травести будет сопровождать ее всю жизнь, и останется безымянной, играя девочек, мальчиков, зверушек.

Эпизод сыграл в ее жизни решающую роль. У героини Ахеджаковой в фильме Алексея Германа "Двадцать дней без войны" тоже не было имени, но ее женщину с часами назовут одной из лучших в картине. Потом снова были эпизоды, только она превращала их в сольные партии. "Мне кажется, вот эта крылатая фраза, которой очень много пользуются, – когда она про меня говорит в "Служебном романе": "Вон та, в жутких розочках", – по-моему, это Лиина придумка. И он очень хохотал, и оставил. Только я очень часто получаю: "Вон, жуткие розочки пошли"", – рассказывает народная артистка России Светлана Немоляева.

"Что отличает деловую женщину от... женщины?" Секретарша Верочка знала ответ на этот вопрос. Она знала, как поставить ножку, как подобрать ключ к мужскому сердцу. Зрители, которые приходили в театр, сначала тоже ожидали увидеть в ее героинях черты характера Верочки, а видели вдруг трагические роли. "Подсолнухи" по пьесе Уильямса кто-то не принимал, зрители нередко покидали зал. Поначалу так было и с "Квартирой Коломбины". В этом спектакле она играет сразу четыре главные роли. Это ее первая большая роль после долгого застоя.

Она ждала своих героинь по пять лет и даже больше. Ахеджакова мечтала о Джульетте, но ей дали только роль пажа. Однако она сыграла другую любовь – старосвесткую, в маленькой пьесе по Гоголю. "Она видит сразу рентгеном, видит человека и может в ту же секунду сказать характер. Что-то от Раневской есть, от Фаины Георгиевны. Понимаете, в ту же секунду может сказать сущность. Очень метко, не в бровь, а в глаз", – замечает народный артист России Евгений Миронов.

Остроумная, ироничная и очень принципиальная, Ахеджакова отказалась от съемок в продолжении "Иронии судьбы". Она признается, что все ее роли рождались долго, с трудом. Миллиметр за миллиметром она открывала смыслы, скрытые за словами. Только Фима в "Небесах Обетованных" почему-то далась ей легко. Сегодня она редко снимается в сериалах, неохотно дает интервью. "Немедийное лицо", – сказали бы сейчас. Но оно такое родное и всегда вызывает улыбку.

К юбилею Лии Ахеджаковой телеканал "Культура" подготовил ряд программ. В 13:55 смотрите художественный фильм "Ищу человека", а в 21:25 – спектакль театра "Современник" "Трудные люди".

Читайте также:
Крупные эпизоды Лии Ахеджаковой