09.07.2008 | 13:22

Элем Климов – "человек на все времена"

Сегодня исполняется 75 лет со дня рождения кинорежиссера Элема Климова – великого мастера, бунтаря, "человека на все времена" – так называли его коллеги. Он снял не очень много, но все его работы, как говорят друзья, – это "части климовской жизни, причем каждая из них – главная". Рассказывают "Новости культуры".

"Я не снял ни одного фильма о любви", – расстраивался Элем Климов. В последние годы он даже задумал поставить сценарий "Вымыслы", в котором тему любви Ивана-дурака и Марфы, ниспосланной судьбой, он считал главной. Однако этому сценарию, как и многим другим, не суждено было стать фильмами. Два из них опубликованы книге "Элем Климов. Неснятое кино", которая вышла буквально на днях. Еще один сценарий – "Мастера и Маргариты" – стал в кинематографических кругах настоящим мифом. Брат режиссера, сценарист Герман Климов бережно хранит его, хотя знает, что никто и никогда уже не снимет по нему картину. "Мы потом к Милошу Форману обратились – чтобы он смог поставить сам, за счет своих возможностей. Он сказал: "Нет, это только Элем мог поставить". Поэтому сценарий сейчас есть, но нет Элема, и никто не сможет поставить, кроме него. Нет таких режиссеров", – убежден Герман Климов.

"Увлекающийся и яростный" – это определение от Германа Климова. Элем сначала привел младшего брата в большой спорт, а потом – в большое кино. Дипломная лента Элема Климова – детский фильм для взрослых "Добро пожаловать, или посторонним вход воспрещен" – сразу стала настоящим событием и даже прорывом в советской культуре. Очевидцы и сегодня вспоминают премьеру картины в Доме кино с особым трепетом. "Это был обвал, успех несомненный. Люди, что называется, висели на люстрах, сидели, стояли. Было смешно, остроумно, точно, правдиво. Картина покорила, по-моему, всех. Диапазон его был огромен. Ему подвластен был юмор – это было ясно. А потом мы узнали, что он наделен и драматическим даром делать трагические картины", – рассказывает кинорежиссер Глеб Панфилов.

"Похождения зубного врача", "Спорт, спорт, спорт" – эти картины он снимал так быстро, что мог ставить своеобразные рекорды. Однако во время съемок этих лент он думал о другом – о драме "Агония". Он очень долго ждал разрешения на съемки картины, но еще дольше – четырнадцать лет – она пролежала на полке. Два года сохранялся запрет и на картину "Прощание". Работу над этим фильмом начинала его жена – режиссер Лариса Шепитько. После ее смерти Элем Климов больше никогда не снимал комедии. "Многие режиссеры воспринимают кино как работу. Для Элема и Ларисы это было невозможное существование. Они должны были что-то сообщать миру. Пока не вызрело это "что-то" – отсюда и брались годы простоя", – поясняет Герман Климов.

Так было и с последним фильмом режиссера – "Иди и смотри" (первое название "Убейте Гитлера"). От его замысла до начала съемок прошло больше десяти лет. Наконец, все сошлось: сценарий Алеся Адамовича, детские воспоминания самого Элема Климова, ощущение того, как именно нужно показывать войну. "Мальчика лет четырнадцати, которому к концу фильма должно было стать лет двести" сыграл Алексей Кравченко. "Здесь нельзя было спрятаться за мастерство, за технику", – объяснял позже режиссер. Фильм снимался последовательно, кадр за кадром, чтобы парень сам переживал все события. Кроме того, на площадке с актером работал гипнолог.

"Элем Германович мне доверился. Ни одной сцены под гипнозом не было снято. Сцена сумасшествия – когда мой герой Флера закапывает голову в болоте – она должна была быть снята под гипнозом. Когда я уже закопал голову в болото, чувствовал холод воды, я не знал, что мне делать. И вдруг в какие-то моменты этот вопрос исчез. Не думал, как, что – просто чувствовал присутствие Элема Германовича. Я что-то сделал, он подбежал ко мне, целует – и я понимаю: получилось", – вспоминает Алексей Кравченко. "Иди и смотри" стал последним фильмом режиссера. В 90-е он отчаянно боролся, но перестроится на новую коммерческую систему производства так и не смог. Слишком много сил у него отняла прошлая система.

Читайте также:
Элем Климов - материк киноискусства