11.07.2008 | 12:35

Сергей Алимов: "В кукле – большая загадка"

В советские годы народный художник России Сергей Алимов предпочитал "неангажированные" жанры и не примыкал ни к одному художественному направлению. Итогом этих лет стали работы, которые вошли в золотой фонд отечественной анимации и книжной иллюстрации. В 1999 году он стал главным художником Театра кукол имени Образцова и сразу же был номинирован на "Золотую маску" – за оформление спектакля "Пиковая дама". Сегодня Алимов – один из лучших кукольников Москвы. Секрет этого успеха прост: мастер всю жизнь делает только то, что любит. О театральном закулисье рассказывают "Новости культуры".

Для Сергея Алимова театр начинается с музея – там хранятся его первые куклы к спектаклю "Пиковая дама". О том, как делаются герои кукольных спектаклей, он знал еще с детства. Например, Барон из "Скупого рыцаря" – это работа бабушки Алимова – Марии Яковлевны Артюховой. Художник рассказывает, что все куклы она делала сама – от начала до конца. Алимов признается, что главных героев всегда расписывает сам. "Сначала "Пиковая дама" вызвала у меня удивление: "Пиковая дама" и в кукольном театре? Все-таки это опера, это что-то большое... И неожиданно, перечитав в этот вечер Пушкина, я подумал: это, наверное, здорово можно сделать в кукольном театре", – вспоминает художник.

"Приключения Гулливера" – это уже шестой спектакль Театра Образцова, к которому Сергей Алимов делает декорации и куклы. Персонажи изготавливаются долго: эскиз, форма, папье-маше, а потом – роспись. "Мы с Сергеем Алимовым решили, что мы не будем идти по самому легкому пути, что Гулливер – это человек, а лилипуты – это куклы. Потому что в этом и прелесть, что они сделаны из одного теста. Поэтому у нас Гулливер такой огромный в первом акте, что он не помещается в зеркале сцены. Мы видим только ноги или руку с головой", – рассказывает режиссер-постановщик Театра кукол имени Образцова Екатерина Образцова.

В декорационном цехе доделывают гулливеровскую руку. Пальцы будут гнуться и двигаться с помощью единственного рычажка. Сделали несколько голов Гулливера. Многие кукольные персонажи тоже существуют в нескольких вариантах. Гулливер в стране Великанов существует в планшетном и тростевом виде. Планшетный – для работы в так называемом черном кабинете – то есть на фоне черных бархатных декораций. А тростевой – для создания более мелких движений руками и ногами. На протяжении одной сцены куклу незаметно подменяют другой.

Когда-нибудь эти куклы тоже окажутся в музее. Их аккуратно упакуют, и у них начнется своя жизнь, без участия кукловодов. "В кукле – большая загадка. И не может она просто так деревяшкой висеть. Я уверен: когда сгущаются сумерки, здесь происходят, наверное, всякие интересные вещи", – говорит художник.