11.07.2008 | 19:40

Искусство на стыке расчета и вдохновения

Сегодня традиции "ежедневных записей личного характера" почти полностью утрачены. Потеряв главные качества – интимность, камерность, – дневник перекочевал в Интернет. Там откровения личности доступны сотням тысяч пользователей Сети. Дневник разрушился в слове, но воскрес в образе и стал рисунком. В этом убеждает выставка "Дневник одного пространства", открытая в рамках проекта "Музей графики". Рассказывают "Новости культуры".

Сегодня, когда главным способом самовыражения художники сделали скандал, а понятие художественного акта расширилось настолько, что уже можно выдавать за него все, что угодно, традиционное искусство выглядит как диковинка. "Вообще художники делятся на тех, кто анализирует то, что он делает, теоретизирует, может выстраивать какие-то конструкции. Для меня это всегда такой непроизвольный и, может быть, даже необдуманный, спонтанный жест, жест чувства", – говорит художник Юрий Перевезенцев. Его работы сравнительно небольшие. Они строятся из легких линий и нежно выделяются на фоне белого листа. Увидеть их можно в разных музеях. "В Третьяковке, в Пушкинском, в Русском, в Литературном музее... В общем, в пятнадцати галереях у нас и еще очень большая часть работ в музее Роверетто, в Италии, между Вероной и Венецией", – продолжает художник.

Борис Кочейшвили работает в разных жанрах и техниках, в том числе пишет картины в присутствии зрителей. На выставке представлена только его графика. По мнению художника, интерес публики к выставкам связан с тем, что картины глубже и быстрее знакомят нас с личностью автора, чем, например, книги – с личностью писателя. "Книга несет меньше в этом смысле информации, потому что она написана, допустим, пером или на машинке, но она потом издана. А ведь картина – это то, что он сделал!", – говорит Борис.

При кажущейся простоте за любой работой стоит большой внутренний труд. Истинное мастерство глазу не видно. Самые большие трудности заключаются не в технике. Сложнее всего найти единственно верное соотношение вдохновения и планирования. "Конструкция готовая, да. Я придумаю что-то: допустим, две фигуры. Это головное, а выполнение, наполнение – это, конечно, уже интуиция, опыт и так далее. Так что, нужно наполнить живым содержанием, как будто схемы не было, как будто она родилась вот в эту минуту, когда это делается. Хотя это не так", – продолжает Кочейшвили. Таким образом, подлинное искусство возникает на стыке расчета и вдохновения.