13.07.2008 | 13:51

Мариинский театр отмечает юбилей

Мариинскому театру исполнилось 225 лет. В этот день на его сцене был показан спектакль "Сила судьбы". Верди сочинял эту оперу специально по заказу легендарного театра. Для Мариинки также писали Глинка, Мусоргский и Чайковский. Многие знаменитые премьеры состоялись именно там. Славу труппы в свое время составили Федор Шаляпин, Анна Павлова и Галина Уланова. Своими успехами театр обязан ежедневному кропотливому труду. Рассказывают "Новости культуры".

Еще утром музыканты были в Финляндии, а к обеду уже собираются в родной концертный зал. Зная Гергиева, рассчитывать на легкую репетицию не приходится. Перед выступлением он обязательно пройдет всю оперу целиком и остановится на каждой детали – и так каждый день. Все ради того, чтобы, выйдя на сцену, показать высший класс, поразить не только публику, но и коллег по цеху.

"Я считаю, что сейчас, под управлением Валерия Гергиева, Мариинский театр стал одним из лучших оперных домов мира. Он очень много сделал, чтобы вывести его на международный уровень. Сделал его более открытым. Уровень оркестра просто потрясающий – один из лучших оркестров мира. Здесь поют великолепные певцы", – отмечает генеральный менеджер "Метрополитен-опера" Питер Гелб.

Бородина, Нетребко, Лопаткина – сложно перечислить всех звезд, которых воспитала Мариинка только за последние двадцать лет. Однако Гергиева это не останавливает. Он говорит, что даже фестиваль "Звезды белых ночей" организовал для профессионального роста нового поколения. "Вот поет Томас Хэмпсон. У нас вокруг него очень хорошие голоса, но он резко выделяется по музыкальности. Он, конечно, гораздо опытнее, но тут не только опыт – и талант, и артистизм, и нерв какой-то особый. Вот этому я хочу помочь молодым научиться", – поясняет Гергиев.

Сейчас Мариинский театр дает по шестьсот представлений в сезон – то есть по два-три спектакля в день. Оркестр, в котором играют триста музыкантов, позволяет такой график. Процесс совершенствования не останавливается на минуту. Какой бы триумфальный прием ни устроила публика, с другой стороны занавеса исполнителей уже ждут педагоги, чтобы отработать "неидеально пройденные моменты". Прямо между поклонами.

В Мариинке работа, не видимая зрителю, поставлена на высшем уровне. Педагоги и концермейстеры – это особая гордость театра. И лауреаты международных конкурсов, и народные артисты каждый день просто обязаны ходить на уроки. "Он, может быть, сам и понимает, что и как он делает, слушает записи. Но когда живой человек со стороны подсказывает, как лучше решить ту или иную вокальную проблему, это всегда очень дорогого стоит", – считает вокальный концертмейстер Мариинского театра Марина Мишук.

В мастерских Мариинки всегда царит такой же аврал, как и за кулисами. Сейчас там шьют костюмы одновременно к трем премьерам. Все они пройдут уже после празднования юбилея. Один из премьерных спектаклей – "Братья Карамазовы" – будет поставлен впервые.

Оперу "Сила судьбы" Верди написал специально по заказу Мариинки. Она стала одной из многочисленных мировых премьер, прошедших в этом театре. Постановкой "Братьев Карамазовых" Мариинка в очередной раз показывает, что один из лучших оперных домов планеты не может почивать на лаврах и должен не только постоянно доказывать свой класс, но и открывать миру новую музыку.