13.07.2008 | 14:27

Контактная импровизация – это состояние между "on" и "off"

Театральные актеры и профессиональные танцоры осваивают правила психоанализа. Искусство "структурированной импровизации" стало предметом и темой фестиваля, который собрал в Москве приверженцев нового пластического жанра. О том, как рождается спонтанно-театрализованное действо, рассказывают "Новости культуры".

Объятия при встрече могут быть просто рядовым действием, а могут стать элементом импровизации. Если объект для контакта выбран правильный, то последует продолжение. Зрителям перед спектаклем предлагают почувствовать друг друга – чтобы все настроились на правильную волну. "Контактная импровизация – это состояние между "on" и "off". Человек осознает себя и пространство, тишину. Это релакс, выпадение из бешеного потока жизни", – поясняет организатор фестиваля Кэролайн Уотерс. Со стороны такое "выпадение" выглядит странным, но вполне логичным – если вспомнить, что недостаток тактильного контакта становится причиной многих психических заболеваний. "Это терапия. Кончено, есть определенные позиции, мы их учим. Знаем, тело само вытекает в них. Но самое сложное – это переход, связка между ними", – замечает участник фестиваля Стив Баттс.

Спектакль создается "здесь и сейчас". Повторить его невозможно, как и угадать финал. "В общем-то предугадать невозможно, но у нас есть семь волшебных слов и три правила, которые мы знаем. А зрители не знают, но видят", – говорит директор фестиваля Анжела Доний. Два постулата контактной импровизации: нарушай правила и доверяй тому, что происходит. В этом очень помогает живая музыка. "Музыка и танцовщики здесь – равноправные партнеры. Иногда мне грустно, и я играю не так, как обычно. Они идут за мной, а порой я следую за движениями людей, их настроением", – признается музыкант Дэниел Комас Кастанер.

В Москве контактная импровизация появилась лет десять назад. На первые классы с трудом набиралось несколько человек. Сейчас похожие джемы устраивают два раза в неделю. Танец помогает почувствовать себя со-творцом. Именно творчества не хватает тем, кто проводит по двенадцать часов в офисах и деловых центрах. Хотя в случае контактной импровизации правильнее говорить о некой иллюзии творчества. Ведь в таком проявлении оно возможно только в узком кругу близких друг другу людей – тех, кто хочет оставаться в контакте.