13.07.2008 | 15:02

Крути педали с "МосКультПрог"!

Сообщество "МосКультПрог" – организатор весьма необычных экскурсий по архитектурным достопримечательностям столицы. За одиннадцать лет "культурологические прогулки" снискали успех у краеведов, искусствоведов, архитекторов и у жителей тех районов, где пролегает "просветительский маршрут". Рассказывают "Новости культуры".

"Те, кто не знает, что такое улица Гиляровского, просто езжайте за мной", – говорит организатор "МосКультПрог" Сергей Никитин. Если следовать за ним, можно узнать и не такое – так считают три сотни велосипедистов, которые стартуют от храма Филиппа Митрополита на улице Гиляровского. Это не Тур-де-Франс, и эти люди не спортсмены. В час ночи они едут по следам неосуществленного градостроительного плана Шестакова. Впереди еще три часа прогулки.

"Промышленность работает бурно, рабочие рассеяны, связи нарушены" – историк архитектуры Наталья Броновицкая рассказывает о столице начала ХХ века, когда инженер Сергей Шестаков придумал план "Большая Москва". Его градостроительные идеи и сегодня актуальны. "У Шестакова уже западный урбанистический вариант этой сети, которой мы лишены", – добавляет Шестакова.

В 1921 году инженер Сергей Шестаков предложил обратить внимание на инфраструктуру, строить вокруг столицы города-спутники, а в городе проложить новое бульварное кольцо. Но в 1935 году пришли времена Генплана, а инженер пропал в сталинских чистках. Теперь на его план намекают только памятники архитектуры конструктивизма, построенные вдоль предполагаемого "шестаковского кольца".

"Это колоссальное здание – первое построенное в Москве архитектором Константином Мельниковым", – показывает Сергей Никитин. "Бахметьевские гаражи" и "ДК Каучук" по проектам Константина Мельникова, "ДК Зуева" Ильи Голосова и Дом-комунна на улице Хавской – эти объекты заставляют велосипедистов притормозить. "Это характернейший образец рационалистической или конструктивисткой архитектуры. Специально дано было распоряжение, чтобы архитектура клубов была интересной, чтобы привлечь людей в эти удивительные здания", – рассказывает Анна Броновицкая.

В течение прогулки мегафон кочует от историков архитектуры и градостроительства к специалистам по истории городского транспорта. Такие специалисты обнаруживаются на прогулках неожиданно, как и жители исторической архитектуры со своими живыми воспоминаниями. "Это совершенно новая генерация молодежи, им интересна взаимосвязь всех сооружений города, в котором мы живем", – отмечает Наталья Броновицкая.

Среди участников прогулки есть студенты и преподаватели МАРХИ или МГУ, есть и профессиональные краеведы. Идея курсировать на велосипедах между памятниками конструктивизма кажется им удачной. "Невозможно некоторые районы охватить, если идти пешком. Велосипед – отличное краеведческое средство", – считает Александра Радковская. "Настолько сильно обострено восприятие на дороге, все равно их запоминаешь", – убежден Валерий Золотухин. "Днем на велосипедах здесь было бы не проехать, а ночью есть шанс, что мы посмотрим эту виртуальную улицу, виртуальный бульвар, который так и не был построен", – отмечает краевед Александр Фролов.

Романтика ночной прогулки, привкус экстремального спорта и окружение друзей – эти обстоятельства стирают расстояние между человеком и городом. В этой ситуации опыт личный и опыт краеведческий неразделимы. Это значит, что у всех, кто ночь напролет крутит педали с "МосКультПрог", появляется собственное отношение к архитектуре конструктивизма.