17.07.2008 | 11:12

"Король Рогер" на сцене Мариинки

Премьера в Мариинке. Через несколько дней после своего 225-го дня рождения прославленный театр представил зрителям новую постановку – оперу Кароля Шимановского "Король Рогер". Это одно из самых сложных и необычных произведений в мировом репертуаре. Действие оперы разворачивается на острове Сицилия во времена средневековья, однако сегодня "Короля Рогера" называют "гениальной попыткой заглянуть в бездны ХХ века". Поставил спектакль польский режиссер Мариуш Трелинский – мастер неожиданных и стильных интерпретаций. Рассказывают "Новости культуры".

Персонажи в современных костюмах и солнцезащитных очках среди темных декораций. Пастух, который напоминает, скорее, пришельца, попадает во владения короля Рогера. Ему предстоит обратить в свою таинственную веру весь двор. Эту фантазию решил воплотить Мариуш Трелинский. Самого модного польского режиссера петербургский зритель знает по блистательной "Мадам Баттерфляй". На этот раз он обратился к сюрреалистической опере Кароля Шимановского. Перед тем как встать за дирижерский пульт, маэстро Валерий Гергиев поделился своими мыслями о вкладе композитора в оперное искусство. "Шимановский был героическим – так же, как Сибелиус в Финляндии. Они практически в одиночку поднимают целый пласт национальных традиций и делают его легко обозримым в европейском пространстве, в мировом пространстве. Поэтому его опыт заслуживает большого уважения", – говорит он.

Премьера польского шедевра, по словам Валерия Гергиева, продолжает марш "редкостей" европейской оперы по петербургской сцене. Знакомить зрителя с творчеством композиторов разных стран маэстро помогает директор Эдинбургского фестиваля Джонатан Милс. Художественный руководитель Мариинского театра так увлекся беседой с коллегой, что, фактически, оставил без работы переводчика. Брифинг шел на английском языке. "Так много хороших композиторов, мало известных широкой публике. Шимановский прекрасно дополняет наш план", – замечает Гергиев. "Я знаю, что это произведение для вас как для дирижера представляет особый интерес. Благодаря таким людям, как вы, подобные произведения начинают все чаще звучать на мировой сцене", – утверждает Джонатан Милс – директор Эдинбургского фестиваля.

Красивая, сложная музыка, актуальные темы для размышления. Некогда "Короля Рогера" интерпретировали как картину молодежного бунта 60-х годов. Американские режиссеры придавали главному персонажу черты проповедника – предводителя сектантов, которые совершили массовое самоубийство в конце 70-х. На этот раз в постановке нет прямых аллюзий, и основной акцент сделан на музыкальную драматургию.