18.07.2008 | 19:34

Кино впереди политики!

"Финальные фанфары" прозвучат через два дня. На ереванском кинофестивале "Золотой абрикос" наступила самая "горячая пора". Конкурсные показы сменяют ретроспективы, а пресс-брифинги ведущих мастеров мирового кино плавно переходят в мастер-классы. Яркой страницей кинофестиваля можно назвать работы сообщества молодых армянских режиссеров и студентов. Рассказывают "Новости культуры".

В конкурсе "Золотого абрикоса" принимают участие фильмы, которые, как правило, уже были показаны на других международных смотрах, поэтому настоящим открытием они становятся только для простых зрителей. Тем не менее, для профессионалов "Золотой абрикос" тоже припас сюрприз. Среди кинопродуктов на стадии сценарной заявки разворачивается настоящая борьба.

Седа Мурадян в прошлом году представила в рамках программы "Режиссеры без границ" сценарную заявку под названием: "Из дома в дом". Несколько страниц печатного текста плюс четко обозначенный бюджет будущей картины – это непременное условие. "Этот конкурс, "Режиссеры без границ", у них есть фонд. Я точно не знаю сколько, но, по-моему, пять тысяч долларов, которые получают два призера", – замечает режиссер Седа Мурадян.

В основе дебютного фильма Седы – история компактного переселения. Это привычное словосочетание для бывших соседей, которые сегодня не поддерживают дипломатических отношений. После развала Союза на территории Азербайджана остался армянский поселок, а в Армении – азербайджанский. Уникальность истории в том, что девятнадцать лет назад жители двух поселков сами решили обменяться домами и, что важно для этого региона, договорились о неприкосновенности национальных кладбищ. Теперь они из года в год посылают друг другу фотографии их бывших родных очагов. "Для меня очень важно было, чтобы это был совместный проект с азербайджанскими ко-продюсерами или режиссерами, или журналистами. В итоге я год искала, и я нашла", – с гордостью говорит режиссер.

Главная идея международной программы "Режиссеры без границ" очевидна: помогать молодым и талантливым. Одно из приоритетных направлений – совместное творчество. Важно, чтобы будущий фильм был ко-продукцией нескольких стран. "Говорить за столом можно о многом, но если есть реальные идеи, которые могут вместе осуществлять режиссеры из разных стран, то в данном случае кино может служить тем средством, которое может идти впереди политики, впереди каких-то радикальных решений", – поясняет директор проекта "Режиссеры без границ" Сусанна Арутюнян.

Фильм Армана Тадевосяна называется "Трансформация". На взгляд режиссера, это самое точное, а главное не радикальное определение того, что происходит на почве межнациональных конфликтов. Трансформаций, впрочем, и в его жизни было достаточно. Из живописца Арман превратился в кинематографиста. Его картина рассказывает о том, как на территории нынешней Турции несколько столетий назад древнюю армянскую церковь перестроили в мечеть. "Многие специалисты сказали, что главное достоинство этого фильма – что там нет провокации. Там только есть реальность", – отмечает Арман Тадевосян.

Фильм Тадевосяна участвовал в конкурсе короткометражек Каннского кинофестиваля, однако пройтись по красной ковровой дорожке ему так и не удалось. Режиссер не взял с собой обязательный для гламурной церемонии смокинг. В Ереване все гораздо демократичнее. Хотя перед премьерным показом своей дебютной ленты в родной Армении Арман Тадевосян волновался не меньше, чем на лазурном побережье.

Все материалы о кинофестивале>>>