18.07.2008 | 23:38

В Большом театре завершена длительная реставрация

В запасниках Большого театра числится более тысячи единиц антикварного искусства. Среди раритетов – столик из гримуборной Шаляпина. Кресла из лож, сделанные специально для коронации русских императоров. Люстры, консоли, канделябры – роскошные предметы, хранящие историю Большого. Сегодня им требуется серьезная реставрация. Она началась в конце 2005 года. Сегодня в мастерских театра продемонстрировали ее первые результаты. Рассказывают "Новости культуры".

Хрусталя и золота в хоровом зале пока нет, но все черновые работы сделаны. Звуковую изоляцию гарантируют полы на пробковой основе. Вентиляция, освящение, телекоммуникации надежно спрятаны в стенах. "Вот они проходят штрабы и уходят потом в трубы", – поясняет директор по реставрации реставрационно-строительного концерна Александр Смирнов. Сложнее всего было не повредить и сохранить настенную живопись и лепнину, которой так гордится Большой театр. "Сохранили все технологи", – продолжает Александр Смирнов.

Сергей Латышев уже двадцать лет в реставрации. С раритетами Большого он работает по старинным технологиям, даже клей готовит по особому рецепту. Металл, перламутр, слоновая кость – все это осетровый клей держит намертво. "На ночь замачиваем осетровый клей, утром – в клееварку, и сутки варится на водяной бане", – рассказывает мастер.

Кресла Большого тоже сделаны с секретом. Обычно зритель видит их обитыми старинной тканью. Ее ткут в мастерских Ново-Спасского монастыря на станках XVIII века. Но мало кто знает, что внутри их конский волос и морская трава, которые помогают сохранять упругость и форму. "Здесь хранятся стулья и кресла, готовые под обойку", – показывает директор музея Большого театра Лидия Хорина. Стульев и кресел там всего семьдесят шесть. Только на первый взгляд все они похожи, как близнецы. На самом деле это три разных вида. Их сделали специально для коронации русских императоров Александра Второго, Александра Третьего и Николая Второго. "К каждому торжеству проходила ревизия, и если не хватало, то дополняли", – добавляет Лидия Хорина.

Сейчас зал уже без лесов, и реставраторы занимаются золотым узором на балконах. Почти все элементы декора из папье-маше сохранились. Секрет заключается в старинной технологии: бумагу варили, добавляли клей, мел и заливали в гипс. Это делалось не только для декора, но и для акустики. "Акустика была нарушена из-за того, что залили бетоном", – поясняет Александр Смирнов. Теперь только деревянные полы и облицовка вернут волшебный звук, которого так ждут солисты Большого. "Хорошая акустика помогает сохранить голос", – отмечает солист Большого театра Марат Гали.

Собрав весь антиквариат, реставраторы были удивлены несметным сокровищам Большого. "По легенде, в гримуборной Федора Шаляпина есть вещь мемориальная", – рассказывают реставраторы. Буфет уже ремонтировали в 70-е. Когда вместо ореха они увидели красное дерево, схватились за голову – новодел вместо старины. "Пришлось заменить всю основу", – говорит Сергей Латышев. Шаляпинская история на этом не закончилась. "Здесь например фанировочные вещи, столик", – показывают реставраторы.

Двуглавые золотые орлы – символ императорского театра – после реставрации займут свое законное место. "Императорская ложа, премьерная и царская – везде будут орлы", – обещает директор по реставрации Александр Смирнов. На трех ложах заменят герб. Реконструкция возвращает театру не только былой блеск, но и уникальный голос, а современные технологии, обманувшие время, вернут в Большой легендарные призраки оперы и балета.