18.07.2008 | 23:45

Джаз в усадьбе Сандецкого

Хореография на музыку из оперы "Порги и Бесс" и "Рапсодия в голубых тонах" в новой аранжировке. Вторая летняя ночь джаза в Казанском музее изобразительных искусств прошла под знаком Джорджа Гершвина. Программа приурочена к 110-летию со дня рождения американского композитора. Всего на фестивале "Джаз в усадьбе Сандецкого" запланировано восемь подобных концертов. Впереди – вечера блюза, фанка, фьюжна, бразильской вокально-инструментальной музыки. Рассказывают "Новости культуры".

В Казанском оперном театре опера "Порги и Бесс" Джорджа Гершвина никогда не звучала. Солисты балета при постановке танца опирались на одноименный киномюзикл, прочитали немало статей об американском композиторе и о самом знаменитом его творении. В основе оперы, написанной в 1935 году, лежит история жизни негритянского населения юга США. "Наш номер заключается в том, что мы немножечко стилизовали его под ретро 30-х годов – то есть салонный танец", – рассказывает артистка балета Ольга Алферова.

С творчеством Гершвина доцент кафедры эстрадно-джазовой музыки Анатолий Василевский познакомился в 50-х, когда учился в музыкальном училище в Архангельске. Оперу "Порги и Бесс" он сравнивает с "Иваном Сусаниным" Глинки. В обоих произведениях звучит народный фольклор. "Все его творчество преломилось. Чисто негритянский фольклор с элементами джаза – почему и называли Гершвина джазовым композитором", – поясняет Анатолий Василевский.

Еще одно произведение, мимо которого не прошли музыканты, – "Рапсодия в блюзовых тонах". К ее названию приложил руку брат американского композитора. Он побывал на выставке работ художника Уистлера и увидел там картину "Ноктюрн в голубом и зеленом". Так, под впечатлением от живописи и возникло название нового произведения. Слово "Blue" в английском языке имеет два значения: "блюз" и "голубой цвет".

Рапсодию арт-директор фестиваля "Джаз в усадьбе Сандецкого" Олег Анохин полюбил, когда учился в Московской консерватории. Позже в Казани он сыграл ее с симфоническим оркестром Фоата Мансурова. На фестивале ее исполняет трио. "Мы ее практически не меняли, просто добавили бразильские нотки. Так она получилась более джазовой", – рассказывает Олег.

Каждая ночь фестиваля становится посвящением известным композиторам, инструментам и направлениям. "У нас будет бразильская музыка. Это открытие для Казани - new Bossa Nova", – отмечает организатор фестиваля Ольга Скепнер.

Название следующей программы – "Только блюз". Ночь джаза пройдет в духе конкурса-шоу. Музыканты будут соревноваться в виртуозной игре на синтезаторах.