21.07.2008 | 19:37

Ольга Андровская: лукавая улыбка и лучезарные глаза

Полвека ее лукавая улыбка и лучезарные глаза озаряли сцену Московского Художественного театра. Сегодня исполнилось 110 лет со дня рождения старейшей актрисы МХАТа Ольги Андровской. Ученица Станиславского и Немировича-Данченко, она свято верила своим учителям и до последнего дня сохраняла традиции русского драматического театра. Ее восхитительная пани Конти в знаменитом спектакле "Соло для часов с боем" несла в себе победоносное и пленительное начало вечной женственности, а чардаш в ее исполнении навсегда останется шедевром актерского мастерства. Рассказывают "Новости культуры".

Ольга Андровская пришла во МХАТ в 1925 году и сразу же получила роль Лизы в спектакле "Горе от ума". Ее партнерами по сцене стали Станиславский, Качалов, Леонидов – корифеи художественного театра. После Станиславский подарил ей фотопортрет и надписал: "Редкому экземпляру артистки, которая хочет не только много, но и хорошо играть". Эта фотография, как многие другие, и сегодня весит в ее комнате, бережно сохраненная ее дочерью Светланой Баталовой.

"Он был для нее реальным человеком. Она все время говорила: "Ой, сейчас бы К.С. – они его называли. – К.С. бы сейчас засмеялся бы"", – рассказывает народный артист СССР Алексей Баталов. Для него Ольга Андровская была не только любимой тетушкой, но и актрисой, которой он не переставал восхищаться до конца ее дней. Он не раз уговаривал Андровскую сняться в том или ином фильме, но к кинематографу актриса всегда относилась снисходительно, считая его второстепенным по отношению к театру. Может быть, потому что первый ее кино-опыт состоялся еще в эпоху немого кино. После выхода очередного фильма коллеги часто подшучивали над актрисой. ""Ты что летом опять рожи в кино корчила?" – поскольку кино немое, и там надо лицом. Ну, что это такое, когда такой арсенал", – продолжает Алексей Баталов.

Андровская была классической театральной актрисой. Система Станиславского для нее была не учебным пособием, а способом органичного существования на сцене. Специально для спектакля "Школа злословия", где она играла леди Тизл, Андровская выучилась играть на арфе, а ее партнер Михаил Яншин – на флейте.

Последней работой Ольги Андровской стала роль Пани Конти в спектакле "Соло для часов с боем". Яншин, Грибов, Станицын, Андровская – классический "мхатовский" ансамбль. Больше такого не было. Ольга Николаевна в то время была уже сильно больна. На каждый спектакль ее привозили в карете скорой помощи в сопровождении врачей. "Вообразите себе, она шла еще такая, такая... доходила до кулисы, где шаг на сцену – и дальше она выходила, и у нее голос становился другим. Вы хоть меня убейте, просто другим. Голос был Андровской, так как все ее слышали", – добавляет Баталов.

Урожденная Шульц, поступив во МХАТ, актриса взяла себе псевдоним Андровская – в честь младшего брата Андрея погибшего в Гражданской войне. Ольга Николаевна верила, что таким образом она сохранит память о нем, и он будет жить вечно. Она оказалась права. Имя Андровской навсегда вписано в историю русского драматического театра.

Читайте также:
Женственная и озорная Ольга Андровская