22.07.2008 | 11:33

Российские музыканты перешли на западно-фестивальный график

Июльское "межсезонье" – напряженный период для меломанов, предпочитающих отдыху на экзотических пляжах премьеры и концерты лучших европейских фестивалей классической музыки. Для самих исполнителей участие в подобных форумах – это и подтверждение престижа, и своеобразный мастер-класс, и возможность общения с коллегами из разных стран. Каковы причины "охоты к перемене мест"? Рассказывают "Новости культуры".

Два дня в Москве, две недели в швейцарском Вербье или финском Миккеле. Юрий Башмет перешел на летний фестивальный график, который музыкант ценит за возможность пообщаться с музыкантами иных специальностей, помузицировать и, может быть, даже что-то записать. Однако, прежде всего, Башмет думает о своем фестивале, который вот уже двенадцать лет проходит на итальянском острове Эльба. "Для меня это, с одной стороны, лаборатория, потому что я проверяю задуманные программы, пробую. Там мы репетируем и впервые там исполняем. Так это начиналось", – рассказывает он. Сейчас министры иностранных дел России и Италии внесли этот фестиваль в список приоритетных для двух стран событий культурной жизни.

Нечто подобное происходило и во французском Кольмаре. Двадцать лет назад Владимиру Спивакову предложили возглавить фестиваль и на сегодняшний день он стал его настоящим героем. Российские музыканты, кстати, очень популярны среди кандидатур на пост главы или интенданта многих фестивалей. Помимо Башмета и Спивакова, свои фестивали есть у Валерия Гергиева – в Миккеле, Натальи Гутман – в Кройте, и это еще не полный список.

Художественный руководитель Большого театра Александр Ведерников поясняет: "Муниципалитет или земля говорит: "Хотим проводить фестиваль". Находится фигура, которую приглашают и которая отвечает за художественный уровень и политику"", – а также за кассовые сборы, рождение объединяющей идеи, приглашение звезд. К примеру, как Рольф Бек на фестивале в немецкой земле Шлезвиг-Гольштейн. Кстати, в этом году фестиваль полностью посвящен российской музыке.

Александр Ведерников репетирует с оркестром и солистами Большого театра две одноактные оперы Рахманинова – "Франческу да Римини" и "Скупого рыцаря". Программа выбрана по обоюдному согласию приглашающей и приглашаемой стороны. Кстати, вопрос о том, что исполнять, порой становиться краеугольным камнем. Некоторые фестивали, в том числе и Шлезвиг-Гольштейн, рискуют, включая в программу малоизвестные или даже современные произведения. Несколько битв за право исполнить Шестую симфонию Глазунова выдержал Михаил Плетнев и его Российский национальный оркестр. Не последнюю роль сыграло имя самого Плетнева и его оркестра. "Оркестр постоянно находится в европейских турах. Это сделало его имя популярным. Поэтому от него ждут чего-то нового, поэтому имя оркестра привлекает само по себе", – поясняет Плетнев.

Три выступления на трех немецких фестивалях – это не очень выгодно экономически, зато весьма престижно и работает на имя. В 2009 году Михаил Плетнев собирается провести свой фестиваль. Резидентом станет его оркестр, а гостями – Гидон Кремер и Марта Аргерих. Возможно, что сам Плетнев, вопреки обещаниям, снова сядет за рояль. "Может быть, случится такой сюрприз, что маэстро Плетнев выступит в качестве солиста. Может быть", – предполагает исполнительный директор Фонда Михаила Плетнева Олег Полтевский.

Особые надежды критики возлагают и на фестиваль в Сочи. "Уже там стал прорастать какой-то фестиваль, уже Башмет там выступил. Так что, может быть, этот фестиваль разовьется. То, о чем мы говорим, мечтаем – для того, чтобы нам было, о чем писать. Я вот сейчас выпускаю полосу культуры – совершенно не о чем писать", – замечает редактор культурного отдела газеты "Ведомости" Петр Поспелов. А все потому, что музыканты живут по летнему фестивально-западному графику и в Москву заезжают разве что на несколько дней – решить важные вопросы, дать несколько интервью и рассказать о планах провести фестивали в разных городах.