22.07.2008 | 12:51

Простая история о Соне на Авиньонском театральном фестивале

Международный театральный фестиваль в Авиньоне – один из самых престижных форумов мира – близится к завершению. На нем не раздают премий и почетных званий, но для артистов и режиссеров признание в Авиньоне дорогого стоит. В этом году российских театров нет среди участников фестивальной программы, и все же один из спектаклей, которые были наиболее благожелательно приняты требовательной фестивальной публикой, играли на русском языке. Это "Соня" Нового Рижского театра в постановке Алвиса Херманиса. Рассказывают "Новости культуры".

Театральный фестиваль – это театральная публика. Только тридцать пять процентов зрителей фестиваля живут в Авиньоне, еще десять – это иностранцы, остальные приехали из других регионов Франции. Они специально планируют свой отпуск таким образом, чтобы приехать в Авиньон и набраться театральных впечатлений на целый год.

Даже те, кто случайно оказался в эти дни в Авиньоне, не могут сопротивляться мощному театральному водовороту. Афиши можно видеть повсюду, одна эффектнее другой, и все это – так называемая программа "Off". Эти спектакли привезли и играют в городе исключительно по инициативе самих авторов.

К постановкам, представленым в официальной программе, привлечено особое внимание критиков и зрителей. Уникальная практика фестиваля – специальные встречи зрителей с создателями спектакля. По форме они напоминают пресс-клуб, однако по сути очень отличаются от общения с журналистами. Зрители, которые накануне посмотрели спектакль, делятся своими впечатлениями, спрашивают о том, что они не поняли или поняли по-своему.

Очень теплые зрительские оценки заслужил спектакль "Соня" Алвиса Херманиса. Режиссер уверен: чем более традиционный или даже консервативный спектакль создает сегодня режиссер, тем больше у него шансов быть записанным в ряды авангардистов. "Современный европейский театр нельзя назвать особо гуманным. Он жесткий и на этом фоне наша "Соня" – это простая, общечеловеческая история", – поясняет Херманис.

Экстравагантым даже для французской публики назвали спектакль "Фавн" Оливье Дюбуа. Парафраз знаменитого балета Вацлава Нижинского "Послеполуденный отдых Фавна" на музыку Дебюсси начался с черно-белой короткометражки о господине, который любил подглядывать в чужие окна, а закончился шокирующим балетным финалом. Многие фрагменты спектакля не могут быть показаны в телеэфире – в этой оценке все телевизионные журналисты были единодушны. "Не стоит забывать о том, что балет Нижинского в свое время был своеобразной пощечиной, скандалом. Его не приняла публика. Сегодня мне было интересно перекинуть мостик в прошлое, при этом я создавал спектакль современный и старался быть открытым и откровенным в разговоре со зрителем", – говорит Дюбуа.

Авиньон никогда не был формальным представительством. Каждый год там скрещиваются шпаги сторонников разных театральных школ. В Авиньоне спорят, доказывают собственную творческую правоту и разъезжаются, чтобы ровно через год снова приехать на юг Франции, в неповторимый Прованс и с новыми силами начать увлекательный театральный марафон.

Все материалы о фестивале>>>