25.05.2012 | 19:42

Биеннале современного искусства – впервые в Киеве

Международная биеннале современного искусства впервые проходит в эти дни в Киеве. Свое название «Арсенале» масштабный проект получил благодаря месту дислокации – главная экспозиция разместилась в историческом Мистецком арсенале. Только в основной программе – более двух сотен работ. Еще больше – в параллельных. Идти они будут не только в столице Украины, но и в Харькове, Днепропетровске, Херсоне, Одессе и даже в небольшом селе Музычи. Куратор биеннале – известный и влиятельный в мире контемпорари арт британец Дэвид Эллиотт. Рассказывают «Новости культуры».

Это лето на Украине еще не началось, а его уже называют феноменальным. И не только потому, что совсем скоро здесь будет футбольный чемпионат. Пока сборные и их фанаты только пакуют чемоданы, в Киеве стартовал даже не чемпионат Европы – мировой форум современного искусства.

На первой Киевской биеннале подготовились ко встрече не только с искусствоведами и любителями разгадывать шифры произведений современного искусства. Даже футбольные болельщики найдут, на что посмотреть. Свой мяч-путешественник Илья Чичкан создал в 2006 году, во время Мундиаля. После этого шесть лет возил его по городам мира, словно олимпийский огонь, который теперь добрался и до Киева.

«Вообще такая идиотская вещь этот мяч, что у всех восторг какой-то вызывает. Вот Харьков, вы знаете, это знаменитое здание – конструктивизм. Я просто был архитектором, знаковое харьковское строение. Это уже добавлено к новому проекту фотографий», – говорит художник Илья Чичкан.

На площади в 20 тысяч квадратных метров – 250 произведений искусства. Об этой биеннале мечтали здесь 20 лет. Подготовили всего за 10 месяцев.

«Подготовка к биеннале, конечно, проходила в такие критично короткие сроки. Я это ощутила, дай Бог, чтобы не на своем здоровье. Очень сложный проект. И не случайно биеннале называется "биеннале", его действительно надо готовить два года», – признается комиссар Первой Киевской биеннале современного искусства Наталья Заболотная (Украина).

Куратор биеннале Дэвид Эллиотт, словно марафонец, несколько часов подряд без остановки ведет экскурсии по огромным залам. В 1990-е он организовал выставку «Искусство и власть». Исследовал влияние тоталитарных режимов на художника и его произведения. Эта «Арсенале» будто продолжение той нашумевшей выставки. Манекены в нацистской форме здесь соседствуют с огромными полотнами об истории Украины. Сталинская высотка из спичечных коробков с«государственным тренажером».

«Тема биеннале – "Лучшие времена – худшие времена. Апокалипсис и возрождение в современном искусстве". Это цитата из романа Диккенса, а здесь рефлексия художников на эту тему. Я думаю, если люди начинают думать, что живут в очень хорошие времена, им нужно быть осторожными. Многие ужасы происходили под покровом лучших времен», – подчеркивает Дэвид Эллиотт.

Рассуждать о временах он пригласил в Киев сборную звезд мирового искусства. Реалистичные фото американца Даниэля Фауста и мистические фигуры знаменитого Ай Вэйвэя. Китайская сборная на этой биеннале вообще одна из самых внушительных. Уже покоривший Венецианскую биеннале Донг Сонг здесь демонстрирует типичный ландшафт своей страны. Страдающие от перенаселения, его земляки просто вынуждены проявлять житейскую мудрость.

«Эта голубятня – пример такой мудрости. Люди не имеют права строить дома выше двух этажей. А как быть, если семья большая? Они строят голубятни на крыше и живут в них. Это все не выдумка, так жили мои соседи, когда я был маленьким. Так кто-то живет и сейчас», – рассказывает художник.

Три неподъемные инсталляции из промышленных отходов, сделаны специально для «Арсенале». Работа, которую осилить за несколько недель может, кажется, только мать пятерых детей, британка Филлида Барлоу. От России на этой биеннале выступает арт-группа «AEC+F». Экран длинной 30 метров и 5 видеопроекторов. В Киев они привезли свое «Чистилище».

«Чистилище – это место, где все нервничают, куда они попадут, в рай или ад. Поэтому мы взяли как чистилище такой современный аэропорт, где все ожидают полетов и самые разные люди могут встретиться», – поясняет участник группы «AEC+F» Лев Евзович.

Это встреча разных людей и разных художников проходит в пространстве историческом – в самом центре города, напротив легендарной Киево-Печерской лавры. Биеннале в стенах Мистецкого арсенала. Построенный в начале XIX века, он до 2003 года служил для военных нужд. Теперь здесь хранится оружие только эстетическое. В планах организаторов биеннале сделать Мистецкий арсенал одним из самых крупных мировых центров современного искусства.