22.07.2008 | 19:35

Ассистент режиссера Нора Сокольская

В программке его фамилия набрана мелким шрифтом, в лицо его знают только коллеги. Между тем именно от ассистента режиссера зависит то, как пройдет спектакль. Универсальный специалист, он контролирует работу практически всех служб театра, отвечает за смену декораций, выход артистов на сцену. О секретах закулисного мастерства, рассказывают "Новости культуры".

За полвека в Михайловском театре ее знает практически каждый. Нора – без отчества. Ее рабочее место – в кулисе, где находится тесный пульт. Его кнопки приводят в движение весь театральный механизм. "Здесь несколько кнопок. Вот вызываются актеры. Даются сигналы повестки на галереи. Вот сейчас я должна проверить – у меня должен сигнал номер один сработать. Сработал? Нет. Значит, не готово", – показывает Нора Сокольская. Одно нажатие – и начинается установка Петропавловской крепости, разумеется, бутафорской. Еще одно – и свое место занимают скульптуры Летнего сада. Закрыть вход в парк тоже можно не сходя с места.

Пока с реквизита стряхивают пыль столетий, происходит последняя сверка часов. Одно из главный зрительских заблуждений: если спектакли задерживают, то это происходит по вине актеров. На самом деле третий звонок откладывают, если в кассе очередь или не все успели оставить верхнюю одежду в гардеробе. В это время артисты в костюме и гриме уже готовы к выходу. "Вы мне позвоните ровно в семь часов, чтобы я знала, когда мне давать третий звонок. И скажите: есть задержка – на пять минут, допустим. Или ее нет. И второй звонок вы сделаете, когда все уже, публика сядет. Потому что дирижер в прошлый раз жаловался, что шум был в зале", – объясняет она.

Нора Сокольская работает без клавира. Все оперы она знает наизусть. Может мгновенно перевести, если артисты поют, например, по-итальянски или по-немецки. Это гены – ведь ее бабушка пела с Шаляпиным. "Я слушала спевки с дирижером. Приходила утром, уходила ночью. Школу забросила и еле-еле закончила", – вспоминает Нора Сокольская.

Она пришла в театр артисткой миманса. Это вспомогательный состав, которому обычно достаются роли без слов и в массовке – например, гуляющие в первой картине "Пиковой дамы". Она хотела стать режиссером, но не случилось. Не получилось и завести семью. Нора Сокольская сама говорит, что театр ее единственная любовь. "Внимание, монтировщики, бутафоры, осветители, приготовится к началу!" – командует она.

Рядом с пультом есть маленький стульчик, но Сокольская практически весь спектакль на ногах. Такты музыки для нее звучат как рефлекс: здесь смена декорации, здесь – подсказать артистам хора, что скоро их выход. Все внимание приковано к двум мониторам. Один показывает , что происходит на сцене, а на втором – оркестровая яма. С его помощью солисты, возвращаясь в кулисы, всегда видят дирижера.

Закулисный спектакль всегда разный и всегда идет не по сценарию. Нора Сокольская признается, что может повысить голос, но только если ее команда дважды осталась без внимания. Впрочем, даже если тон у нее недовольный, формулировка всегда остается вежливой: "Будьте любезны!".