23.07.2008 | 12:18

"Братья Карамазовы" на сцене Мариинки

Сегодня в Мариинском театре – премьера. Современная опера на сюжет знаменитого сочинения Федора Михайловича Достоевского – удовольствие и одновременно испытание для интеллектуалов. "Братьев Карамазовых" по заказу театра написал молодой петербургский композитор Александр Смелков. Право поставить историю Великого инквизитора доверено тоже молодому, но уже известному режиссеру Василию Бархатову. Рассказывают "Новости культуры".

"Ты уже возвращайся, потому что последний такт должен пройти в вашем безмолвии", – почти шепотом говорит режиссер. Так ведется подготовка к одной из самых громких премьер сезона. Бархатову вообще не свойственна излишняя экзальтация. Он знает, чего хочет добиться от артистов. Кроме того, он не собирается переворачивать Достоевского с ног на голову и, наоборот приближает оперных "Братьев Карамазовых" к литературным. "Я во время постановки старался, как можно, вернуть, внести Достоевского обратно сюда, в оперу", – признается Бархатов.

Эта постановка обещает быть самой близкой к тексту романа из всех немногочисленных его сценических и экранных переложений. "Ставят либо отдельно поэму о Великом инквизиторе – как отдельное философское произведение Достоевского, точнее, Ивана Карамазова, – либо всю светскую, человеческую часть. А здесь, в опере, есть и то, и другое. Авторами так задумано, что это форма, это костяк произведения", – продолжает Василий Бархатов.

Так же аккуратно и исторически точно взялись воспроизвести атмосферу "Братьев Карамазовых" и костюмеры Мариинки. "Это комический персонаж. Поэтому у него вот такие цветочки. Это готовая ткань, которую поднимали трафаретом. Специально художники расписывали, акцентировали внимание на этих цветочках", – рассказывают мастера.

Так или иначе, весь этот проект для современной России уникален. Мировая премьера оперы, написанной русским композитором специально по заказу театра, – это большая редкость. Но Валерий Гергиев пока не хочет говорить о судьбе этой постановки, ведь надо думать о насущном. "Чтобы спектакль получился интересным, и музыкальное произведение предстало в его подлинной и естественной мощи и, с другой стороны, красоте. Потому что там есть хорошие музыкальные эпизоды. Есть, что попеть, есть нерв настоящий", – считает Гергиев.

Ставить оперу впервые – это крайне рискованное мероприятие, и позволить себе такую роскошь может далеко не каждый театр. Но, как известно, кто не рискует, тот не пьет шампанского!