23.07.2008 | 12:54

Эксперименты в рамках стереокино

Когда-то открытие братьев Люмьер потрясло самые основы человеческого мировосприятия. Сначала статичная фотография ожила, потом заговорила, а затем сменила аскетичный черно-белый ансамбль на многоцветие. Для того, чтобы полностью оправдать звание "великой иллюзии", кинематографу требовалось достичь абсолютной имитации реальности – объемности изображения. Не все кинолюбители, мечтающие об отсутствии границ между фильмом и зрителем, знают, что стереоскопическое кино появилось еще до Второй мировой, а первый советский стерео-кинотеатр открылся в Москве в 1941 году.

Самое желанное оказалось и самым сложным. Работа над усовершенствованием стерео-технологий затянулась на десятилетия и продолжается до сих пор. В наши дни сотрудникам Научно-исследовательского кино-фотоинститута удалось добиться немалых успехов. О стерео-экспериментах и об "эффекте присутсвия" рассказывают "Новости культуры".

Сейчас участником эксперимента может стать любой. Правда, для этого понадобятся "анаглифные" очки, сделанные из картона, и обычные светофильтры красного и синего цветов. Надо надеть эти очки, и можно смотреть короткометражный стереомультфильм "Чучело", снятый обычным цифровым фотоаппаратом, прямо на экране телевизора или мониторе компьютера. "Что такое стереокадр? Это стереопара. Кадр, снятый с левой точки, кадр, снятый с правой точки. В мультфильме во время съемки каждой фазы все неподвижно, поэтому можно спокойно снять по очереди. Одно нажатие кнопки – и осуществляется цикл съемки", – рассказывает заведующий лаборатории стереокинематографа Сергей Рожков.

Появление "цифры" в НИКФИ считают главной панацеей для стереокино. Долгое время в мире существовало несколько систем стереосъемки и показа, которые никак друг с другом не пересекались. Скажем фильм, снятый в России, невозможно было показать в Америке, и наоборот. Хотя именно американцы в 1991 году вручили нашим разработчикам одну из престижных кинонаград "Оскар" – "За техническое достижение в стереокино" и за упорство. Ведь только в нашей стране стереокинотеатры никогда не прекращали свою работу.

Чем меньше расстояние между точками съемки, тем больше получится качественное стереоизображение на экране. Поэтому в экспериментальном аппарате решили использовать обыкновенные цифровые мини-видеокамеры, с которыми в наше время справится даже ребенок. "В перспективе – создание одной камеры с двумя объективами, которая будет записывать изображение на одну матрицу", – поясняет Сергей Рожков.

Обыкновенный принтер идеально подошел для эксперимента по съемкам без очкового стереоизображения. Первый в мире стереоэкран со светопоглощающим растром из проволоки для просмотра стереоизображения без всяких приспособлений был сконструирован и запущен в работу в 1941 году, в кинотеатре "Москва", но просуществовал недолго. И не только война стала тому виной. Маленький экран – три на пять метров – публику не устраивал, но самое большое неудобство, заключалось в том, что на просмотре фильма зрители должны были сидеть практически неподвижно. "Поскольку всего два ракурса, расстояние между глазами ограниченно – 60 милиметров. Соответственно зона видения – 30 милиметров, в пределах которой голова может двигаться и видеть объемное изображение", – поясняет доктор технических наук Юрий Овечкис.

В сегодняшнем эксперименте число ракурсов увеличили до двенадцати, и зона видения возросла в десять раз. Но и этого пока не достаточно чтобы пригласить к просмотру безочкового стереокино массового зрителя. "Вот эта система проекционная с мультиплицированием изображении – мы сейчас ее патентуем. Она находится на уровне идей", – добавляет Юрий Овечкис. Зато идея снимать стереомультфильмы цифровым фотоаппаратом уже нашла свое практическое применение. Следом за короткометражным мультиком "Чучело" на студии "YMP" начали снимать первый в нашей стране полнометражный стереомультфильм по сказки Шарля Перро "Синяя борода". Так что "анаглифные" очки из картона и светофильтров пока остаются актуальными.