25.05.2012 | 23:55

"Год, когда я не родился" - новый спектакль МХТ имени Чехова

«Год, когда я не родился» - это новый спектакль Московского театра под руководством Олега Табакова. Премьера пройдет завтра на сцене МХТ, в рамках фестиваля искусств «Черешневый лес». В основе постановки – пьеса классика советской драматургии Виктора Розова «Гнездо глухаря». Режиссер Константин Богомолов в свойственной ему манере смещает акценты в этом хрестоматийном материале, меняет угол зрения. В истории о высокопоставленном советском чиновнике, который разучился понимать близких, он ищет истоки проблем сегодняшних сорокалетних карьеристов. Рассказывают «Новости культуры».

Памятник трем советским драматургам перед Табакеркой – наглядное доказательство творческой любви Олега Табакова к золотому фонду» советской драматургии – Вампилову, Володину и Розову.

«Мне кажется, эта из пьес Виктора Розова, которая, минуя, все социалистические аллюзии, испытание временем выдержала. Это все-таки о человеке и о том, как человеку человеком быть, что во все времена и во все эпохи примерно тоже», - объясняет народный артист СССР Олег Табаков.

Своим отношением Табаков заразил и новое поколение. И вот уже режиссер Константин Богомолов, не особый любитель советской драматургии, ставит Розова. Со свойственной ему иронией рассказывает историю о высокопоставленном чиновнике, разучившемся понимать близких, о новом поколении карьеристов. Зрителю предлагает подумать о том, как повлияли советские отцы и дети на сегодняшних сорокалетних.

«Отчасти про то, что было поколение, у которого было – хотя бы честное – война, Потом поколение, у которого и этого честного момента не было», - говорит режиссер Константин Богомолов.

«Год, когда я не родился» - пожалуй, первая постановка театра, в которой театр и кино делят сцену между собой поровну. Несколько экранов над головами артистов в реальном времени воспроизводят все, происходящее в разных комнатах квартиры Судакова.

«Оказалось, что видео и крупные планы, которые никогда не видят те зрители, которые приходят в театр, те ракурсы, которые они видят в этих крупных планах – в странных ракурсах, это работает очень эмоционально», - отмечает сценограф Лариса Ломакина.

Из актеров только Олег Табаков – глава семейства Судаков и Наталья Теникова – его жена – жили в розовском времени. Для остальных исполнителей оно знакомо лишь по рассказам родителей.

«Этой пьесой я стал понимать молчание бабушки своей», - признается актер Александр Голубев.

«Я еще остатки захватила какие-то советского пространства, но я заметила в себе странную вещь: в каких-то моментах спектакля вдруг начали просыпаться какие-то мамины интонации, это очень для меня дорого», - рассказывает актриса Дарья Мороз.

Приближенное на крупных планах советское время заканчивается черно-белыми титрами. Разговор о его наследстве – продолжен.