24.07.2008 | 13:59

Слово Достоевского, воплощенное в музыке

В Петербурге снова состоялась громкая премьера. Опера "Братья Карамазовы – Великий инквизитор" впервые поставлена в Мариинском театре. Философскую прозу Достоевского уже неоднократно адаптировали к оперной сцене. Самая знаменитая постановка – это, конечно, "Игрок" Сергея Прокофьева. Не менее известны "Записки из мертвого дома" чешского композитора Леоша Яначека и "Идиот" Моисея Вайнберга. Теперь, специально по заказу Мариинского театра, петербургский композитор Александр Смелков написал современную музыкальную версию "Братьев Карамазовых". Премьера состоялась минувшим вечером в рамках фестиваля "Звезды белый ночей". За дирижерским пультом – маэстро Гергиев. Идейный вдохновитель спектакля, он уверен, что этот оперный эксперимент займет достойное место в афише Мариинки. Рассказывают "Новости культуры".

Этот спектакль уже назвали "оперой-мистерией". В фабулу семейных драм Карамазовых вплетены события "Легенды о Великом инквизиторе", которую многие воспринимают как самостоятельное произведение великого русского писателя, содержащее загадку или, может быть, формулу современной истории. Музыку к "Карамазовым" написал Александр Смелков. Автор шести опер, четырех симфоний, камерных сочинений, пяти фортепианных сонат, на этот раз он вступил на очень нелегкий путь. Слово Достоевского, воплощенное в музыке, – таких примеров в мировой практике совсем не много.

Режиссер "Карамазовых" Василий Бархатов тоже не новичок. Уже во время репетиций стало понятно: он знает, чего хочет добиться от артистов. В своем спектакле он не переворачивает Достоевского с ног на голову, а, наоборот, приближает оперных "Братьев Карамазовых" к литературным. "Я во время постановки старался, как можно, вернуть Достоевского обратно, сюда, в оперу", – говорит режиссер.

Так или иначе, весь этот проект для современной России уникален. Мировая премьера оперы, написанной русским композитором специально по заказу театра, – это большая редкость. Но Валерий Гергиев пока не хочет говорить о судьбе этой постановки. Думать надо о насущном. "Чтобы спектакль получился интересным, и музыкальное произведение предстало в его подлинной и естественной мощи и, с другой стороны, красоте. Потому что там есть хорошие музыкальные эпизоды. Есть, что попеть. Есть нерв настоящий", – поясняет маэстро.

Валерия Гергиева хватает и на пять, и на шесть новых спектаклей в сезон, но "Карамазовы" – это особый случай. Много лет в главном оперном театре страны не ставили оперы петербургских композиторов, и очень давно театр не выступал заказчиком нового произведения. Ставить впервые любую оперу – мероприятие крайне рискованное, и позволить себе эту роскошь может далеко не каждый театр. Но Мариинский может.

Все материалы о фестивале>>>