25.07.2008 | 11:05

Только Вагнер! Открывается музыкальный фестиваль в Байройте

Оперой "Парсифаль" в новой постановке Штефана Херхайма открывается сегодня в Байройте Международный Вагнеровский фестиваль. Старейший музыкальный форум Европы был основан Рихардом Вагнером еще в 1876 году. За свою многолетнюю историю фестиваль не раз переживал трудные времена, но он по-прежнему остается одним из ключевых событий в культурной жизни Германии. Нынешнее лето может стать для Байройта судьбоносным. Со сменой художественного руководства фестиваля поклонники Вагнера связывают надежды на новый творческий взлет. Оправдаются ли их ожидания? Рассказывают "Новости культуры".

Каждый вагнерианец обязан побывать в том месте, где находится Вагнеровский театр, в котором сам композитор ставил свои циклопические оперы. В Байройте он прожил последние десять лет жизни, и там находится его Оперный театр на зеленом холме. В этом театре идут оперы только одного композитора – Рихарда Вагнера. "На сегодняшний день это самый старый фестиваль и, наверное, самый идеологизированный. Он создавался человеком для исполнения своих произведений. Но более, чем на фестиваль, он похож на храм – со своей религией, своими адептами и культом", – считает музыкальный критик Вадим Журавлев.

После войны этот храм чуть было не закрыли – за любовь Гитлера к Вагнеру. Под звуки "Полета валькирий" маршировало подрастающее поколение Третьего Рейха, а сам вождь восторженно закатывал глаза. Однако музыку революционера и реакционера Вагнера любил не только Гитлер, но и лидеры Страны Советов. Траурный марш из "Гибели Богов" в 1922 году на Втором конгрессе Коминтерна играли пятьсот трубачей, его слушали Ленин и Горький. Однако все это не имеет никакого отношения к самому театру в Байройте. Очередь за билетами в "храм" занимают за несколько лет. Слушатели готовы к шестичасовым операм, причем они смотрят постановки в крайне неудобных креслах – в таких не уснешь. Это была идея самого Вагнера – как и весь проект театра, сделанный в соавторстве с архитектором Готфридом Земпером. Этот театр стал классическим образцом театральной архитектуры, уверяет специалист Сергей Гнедовский: "Готфрид Земпер убрал галереи, оставив один амфитеатр, чтобы ничего не отвлекало зрителя от происходящего на сцене".

На сцене спустя сто тридцать два года после открытия Вагнеровского фестиваля происходит все то же. Лучшие вагнеровские певцы – таковыми считаются немцы и американцы – под руководством лучших вагнеровских дирижеров исполняют оперы композитора. В Байройте работают самые известные режиссеры, среди которых – многочисленные потомки Вагнера, а также мэтры – например, Кристоф Марталер. Тем не менее, каждая премьера вызывает неоднозначную реакцию. "Почти каждая премьера проходит со скандалом, и зрители высказывают недовольство режиссерами. Байройту не хватает одного: ему не хватает хорошего руководителя, с большим умом, хорошей креативностью", – полагает Вадим Журавлев.

На пост руководителя претендуют несколько потомков Вагнера. Музыканты из России уже давно стремятся принять участие в Байройтском фестивале. В последнее время у нас появились певцы, которые могут своим голосом, схожим со звуком иерихонской трубы, пробивать толстые слои вагнеровской фактуры. Есть и свой дирижер, взрастивший этих певцов. Это Валерий Гергиев. Однако то, что его не приглашают в Байройт, – это вопрос, скорее, из области политических влияний в менеджменте. Вагнеровский фестиваль давно конкурирует с Зальцбургским. Они даже открываются почти в одно и то же время. "Известно, что фаворитом Зальцбургского фестиваля является Валерий Гергиев. Могу предположить, что это уже повод не звать Гергиева", – замечает музыкальный критик Михаил Фихтенгольц.

Тем не менее, критики верят в светлое будущее российских музыкантов в Байройте. Лет через пять-десять. Правда, билеты на спектакли с их участием нужно будет покупать уже сейчас, ведь вагнерианцев с годами не становится меньше.