27.07.2008 | 18:57

80 лет со дня рождения Стэнли Кубрика

Скандальный, загадочный, "великий и ужасный" –титулы, которыми беспрестанно награждали критики Стэнли Кубрика. За свою жизнь режиссер снял 13 фильмов, и каждый сопровождали яростные споры и запреты. В юности Кубрик мечтал стать джазовым барабанщиком, шахматистом, фотографом… А стал – одним из величайших киноэкспериментаторов, "пионером" независимого, авторского кино. 26 июля исполнилось 80 лет со дня рождения режиссера. Рассказывают "Новости культуры".

"Не позволяйте вмешиваться в Вашу работу кому-либо и оставайтесь самими собой, только так есть шанс стать великим режиссером" – совет от Стэнли Кубрика, которого сам он, надо отдать должное, придерживался всегда.

Эта его "авторская независимость" не раз вставала костью в горле у голливудских "крестных отцов". От них, в первую очередь, он и совершал свои побеги в старинный английский замок Хертфордшир, любимое место на свете.

Сам себе режиссер, монтажер, оператор… и даже продюсер. Так он начинал, и все последующие разговоры коллег о его невыносимом характере, видимо, оттуда – из еще юношеской привычки "контролировать все происходящее на площадке". Первые фильмы, после того, как он забросил карьеру фотографа в Нью-йоркском журнале "Look", он снимал на скопленные и собранные по друзьям деньги.

Общепринято, что Кубрик стал Кубриком после "Спартака". Снимать его режиссера пригласил Кирк Дуглас, который, однако, после съемок не раз откровенно называл Кубрика "талантливым негодяем".

Все картины Кубрика – экранизации. Часто он работал в соавторстве с писателями. "Лолиту", например, хоть Набоков и отдал ему со страхом, считая, что ее невозможно экранизировать – после выхода фильма искренне хвалил режиссера. Критики же навесили Кубрику ярлык "Эротоман".

А после добавились еще и ярлыки "красный" – за "Доктора Стенджлав" и "певец насилия", конечно же, за картину "Заводной Апельсин" - этот фильм был запрещен в Великобритании с устрашающей формулировкой – "За зло как таковое". Однако, писателя Энтони Берджесса, собственно, и помнят сейчас только благодаря этой хулиганской экранизации.

"Космическая Одиссея", безусловно, стала одной из главных картин Кубрика, за нее он получил свой единственный "Оскар", а автор "Одиссеи" Артур Кларк сразу приобрел статус "живого классика".

Был лишь один писатель, который нелестно отзывался о режиссере, Стивен Кинг. Он считал, что Кубрик исказил дух его книги, однако, критики были уверены – дело скорее в том, что фильм "Сияние" получился сильнее, чем книга.

Последней в фильмографии Стэнли Кубрика стала лента "С широко закрытыми глазами". "Последний шедевр XX века" – сопроводительные высказывания кинокритиков. "Последний киноэксперимент" и более десятка так и не реализованных.

Читайте также: Кубрик Стэнли. Великий и эксцентричный