28.07.2008 | 11:17

Музыка Артура Лурье на фестивале в Шлезвиг-Гольштейне

"Музыка – это космический закон, борющийся с хаосом, косностью, самодовольной пошлостью. Это – спасительная сила". Так говорил, так жил и так создавал свои сочинения Артур Лурье. Творчество великого русского композитора, сумевшего в сумерках Серебряного века услышать гармонии будущих тысячелетий, не было понято современниками. И даже посмертная слава Лурье незаслуженно скромна. Услышать произведения одного из отцов русского музыкального авангарда – редкая, почти невероятная удача для меломана. Сегодня она выпадет на долю публики Международного музыкального фестиваля в Шлезвиг-Гольштейне. Музыка Артура Лурье прозвучит в исполнении солистов студии "Новая музыка. Пластика звука". Этот же коллектив представит гостям фестиваля и мировую премьеру шести новых сочинений современных российских композиторов, авторы которых называют себя последователями Лурье. А первыми услышала их корреспондент "Новостей культуры".

Эти композиторы, скорее, исключение, чем правило. Они знают об Артуре Лурье больше и лучше, чем многие. Во всяком случае, не только то, что Лурье был любовью и объектом лирики Анны Ахматовой. Но еще и видной фигурой в движении музыкальных футуристов и акмеистов. Приступая к созданию своих сочинений, написанных, что называется, "по следам" Лурье, им пришлось быть практически дешифровальщиками его музыки.

Андрей Кулигин, композитор: "… Я даже что-то рисовал. Но все это было ужасно. Я выбросил. Но, в целом, помогло".

Пианистка Мона Хаба показывает, как звучит музыка виновника живописных метаний композиторов – самого Артура Лурье.

Лурье написал это сочинение в 15-м году, вдохновившись кубизмом в целом и формами Пикассо, которого считал оракулом современного искусства. Европейские веяния и поиски музыкантов и художников в то время быстро распространялись в России, завоевывая все новых и новых адептов.

Мона Хаба, пианистка: "Наложение форм друг на друга без сюжетных. Они парят в воздухе, цепляясь друг за друга. Выстраиваясь в цепочку. Из этого рождается висящий звук".

Николай Хруст, композитор: "Пытаясь пародировать Лурье, я назвал свою пьесу "Воздух в формах" – во французском названии нет того скабрезного оттенка, который есть в русском".

Впрочем, сходство с Лурье – и это отмечают все композиторы – лишь формальное. Все равно той свежести, которая была характерна для него и была актуальной лишь в начале века, не достичь. Поэтому произведения шести композиторов не похожи друг на друга. Кроме одного – того, что сегодня – их общая мировая премьера.

Но прежде слушателей фестиваля в земле Шлезвиг-Гольштейн, ориентированного на исполнение современной музыки и не боящегося даже терять из-за этого аудиторию и деньги – первыми услышала новые сочинения съемочная группа телеканала "Культура".