28.07.2008 | 15:46

Карикатура – активное оружие против Наполеона

Начало искусству военно-политической карикатуры положили… наполеоновские войны. Главного возмутителя мира в Европе – императора Бонапарта – англичане прозвали "Бони". "Злобного Бони" представляет музей-панорама "Бородинская битва". Работы художников трех стран - России, Великобритании, Франции – вошли в новую экспозицию. Одной из первых ее осмотрели "Новости культуры".

Как однажды заметил Пушкин, "Англия есть отечество карикатуры и пародии". На выставке представлены работы британских, французских и российских художников-насмешников. Вся экспозиция делится на пять исторических периодов – от революции во Франции до свержения Наполеона. В центре экспозиции можно увидеть концептуальное сооружение из стекла, гравюр и шахматной доски. "Мы использовали различные бюсты и изображения Наполеона из фондов музея, расположили их внутри большой центральной инсталляции, которая создана в облике короны. Использовали еще много разных приемов. Вот карта Европы, которая расположена непосредственно перед Наполеоном, и шахматы, которые он очень любил. Во всем этом есть очень много глубинных смыслов", – замечает заслуженный художник России Александр Конов.

Большинство карикатур и гравюр – это не оригинальные рисунки, а репринтные издания конца XVIII – начала XIX века. Работы каждой страны расположены на определенном цветовом фоне: красный – Франция, синий – Англия и черный – Россия. "Очень авангардно и очень приемлемо как художественные произведения. Но их можно смотреть дважды: можно смотреть как произведения – остроумные, острые, ироничные и саркастические, а можно рассматривать в них художественные произведения", – продолжает Александр Конов.

Перед входом в зал располагается самая масштабная карикатура. Статую Наполеона весом полторы тонны достали из музейного запасника, а кривые зеркала нашли в городе Александрове. Фигура Бонапарта искажается в трех зеркалах на фоне французского, британского и русского флага. "Это довольно серьезная вещь, и, между прочим, ее страховая стоимость невероятно большая. Она оказалась здесь, в подвальных помещениях запасников и хранений, и стоило того, чтобы она появилась здесь в таком общем, помпезном облачении, с тем, чтобы получить на него довольно острую карикатуру", – отмечают в музее.

Из-за строгой цензуры Франция оказалась самой бедной по части карикатур. Тем не менее, три разные точки зрения на эпоху наполеоновских войн представлены на выставке максимально полно. "Мы пытались создать общий, скажем так, облик той эпохи, отраженной именно через карикатуру. Карикатура в данном случае рассматривается не просто как произведение искусства или как пассивное отражение событий того времени, а как, скажем, активное оружие", – говорит старший научный сотрудник музея-панорамы "Бородинская битва" Александр Флягин.

Эта выставка – учебник истории на языке сатиры. Три страны, пять исторических этапов и множество "за" и "против". Возрожденная иллюстрация трехвековой давности интересна и историкам, и тем, кто впервые смотрит в прошлое.