30.07.2008 | 12:22

Завершается I биеннале молодого искусства "Стой! Кто идет?"

Разгадка тайны, в течение месяца волновавшей поклонников концептуализма, близка. В Москве завершается Первая международная биеннале молодого искусства. Сотни участников из десятков стран, множество проектов на самых статусных выставочных площадках столицы, все направления и жанры "contemporary art" – таковы масштабы смотра, который поразил количеством талантов, жаждущих заявить о себе миру. Впечатляет и сложность задач, поставленных организаторами. Не просто поощрить пафос созидания, но и помочь молодым авторам найти свою позицию в пространстве современного искусства. В какое русло направляется молодая арт-стихия – так переформулировала главный вопрос биеннале корреспондент "Новостей культуры".

Биеннале затевали для самых перспективных и самых незащищенных – то есть, молодых художников.

Анна Зайцева, член кураторской группы биеннале: "Чтобы вывести новое имя, должно быть большое событие. С этим организаторы справились".

Но кроме поиска талантов у организаторов биеннале была сверхзадача – восстановить связь: молодой художник – выставочная площадка. Когда-то эта связь имела форму государственной программы, куда входили также мастер-классы и обмен опытом. Теперь биеннале в новых рыночных условиях стремится возродить позитивный советский опыт.

Леонид Бажанов, заместитель председателя оргкомитета биеннале: "Рынок возник в России, он отслеживает, ищет новые имена. Важно общение с кураторами, коллегами, ситуация анализа, обсуждения".

Лекции Клауса Бизенбаха, резиденция молодых художников ARTFOR, круглые столы – это биеннале как ликбез. В России нет традиций современного искусства, нет профильных учебных заведений, как, например, в Германии. И на биеннале, считают организаторы, отчетливо проявился результат.

Леонид Бажанов, заместитель председателя оргкомитета биеннале: "Отсутствие образования фундаментального вынуждает следовать тенденциям, заложенным прежними художниками".

Подражательство и некоторая однотипность – характерная черта большинства работ, но это, скорее, проблемы роста. Как и то, считают кураторы, что утрачена национальная самобытность. С этой точки зрения полезен вот опыт мексиканских художников. Национальные мотивы они соединили с конструктивизмом. Весьма успешно. Для нас это рубеж, к которому надо стремиться. Из новинок – впервые художники с академическим образованием вступили на территорию современного искусства. Выставка прошла в Третьяковке. Также впервые наши молодые соединили искусство с наукой – проект "Лаборатория. Опыт 1".

Анна Зайцева, член кураторской группы биеннале: "Это была задача биеннале – не стричь всех под одну гребенку, а показать разное".

Темы всякие важны – на биеннале с этим согласны. Но неожиданностью стало то, что самой востребованной проблематикой стала социально-политическая. Проект "Про это!" или "Миграция".

Дарья Пыркина, член кураторской группы биеннале: "В России бытует мнение, что молодежь аполитична, ее ничто не интересует. А оказалось, что работ много".

Главный итог биеннале – в этом единодушны и организаторы, и художники – то, что она в принципе состоялась. На ее организацию ушел всего год. Для примера – проведения Биеннале современного искусства добивались двадцать лет.

Все материалы темы>>>