30.07.2008 | 13:35

"Артхаус в коротком метре"

"Артхаус в коротком метре" – своеобразный мини-фестиваль короткометражного кино, который проходил в рамках Первой Московской биеннале молодого искусства "Стой! Кто идет?", 29 июля подвел итоги. Финальную точку поставили кинематографисты из России и Бразилии. Темы их размышлений и способы художественного воплощения в 15-ти минутах экранного времени изучали "Новости культуры".

"Только никогда не слушай зеленую пластинку" – разновидностей этой детской страшилки, пожалуй, сотни. Но чтобы воспринять незамысловатый сюжет всерьез и сделать на его основе глубокое кино-высказывание… Это уж точно впервые. "Зеленая виниловая пластинка" – один из первых фильмов известного бразильского кинокритика Клебера Фило. С одной стороны – это совершенно четкий пересказ истории о непослушной дочери и искалеченной матери, но за счет показа каких-то совершенно житейских подробностей и оригинального авторского комментария страшилка превращается в притчу.

Татьяна Данильянц, куратор программы "Арт-хаус в коротком метре": "Он минималистичный по форме, по приемам, но в то же время очень полный – он играет с такими понятиями, как фильм ужасов, как ироничный фильм ужасов – это очень интересно, потому что я не натыкалась никогда в нашем кино на такой подход".

Еще одна поучительная история, рассказанная в том же духе, "Манная каша" – студентки института кино и телевидения из Питера Олеси Щукиной.

Манный Армагеддон – вот до чего довела жадность хозяйку волшебного горшочка. Весь бюджет фильма – 14 упаковок аптечной ваты. Хотя, первое впечатление, что фильм игровой и лишь с фрагментами анимации. Олеся Щукина объясняет, что это все полностью анимация.

Олеся Щукина, режиссер: "Это особая технология анимации – называется пикселяцией. Я все равно все снимала по кадрам –заставляла по кадрам двигать руками, головами, ушами. В принципе, как кукольная анимация, только вместо кукол люди".

Олеся признается, технику подсмотрела у французского режиссера Мишеля Гонди, он использовал подобный прием при съемках фильма "Наука сна".

Белые бессонные ночи подсказали сюжет другому российскому режиссеру – Галине Красноборовой. Свою "бессонницу" она посвятила Питеру – городу, который сравнивает с палимпсестом.

Галина Красноборова, режиссер: "Когда текст устаревает, его закрашивали, чтобы писать новый. Очень часто палимпсесты хранили несколько поколений текстов, несколько эпох, и Питер так же – в нем несколько эпох, слоев. Когда я начала работать, я поняла, что это человек, у которого так много всего – исторической памяти, что он не может заснуть".

Эта тема важна для режиссера. Галина Красноборова долгое время работала в институте культурно-визуальной антропологии. Но ей хотелось не просто фиксации, а передачи какого-то личного отношения к увиденному. Фильмы, как стихи, фильмы, как шарады – так она обозначает "Бессонницу" и другие свои короткометражки, которые зрители наверняка увидят в следующих сезонах программы "Арт-хаус в коротком метре".

Все материалы темы>>>