30.07.2008 | 19:43

Фотографии Юрия Холдина – на выставке в Москве

Семьсот квадратных метров росписи, триста композиций. Собор Рождества Пресвятой Богородицы Ферапонтова монастыря недаром внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В нем сохранился полный цикл фресок Дионисия. Фотограф Юрий Холдин снимал эти фрески на протяжении десяти лет. Спустя год после смерти известного фотохудожника его работы можно увидеть в московском Музее архитектуры. Рассказывают "Новости культуры".

Сам Юрий Холдин считал, что здание Аптекарского приказа Музея архитектуры – лучшее экспозиционное пространство для фотографий фресок Дионисия и еще при жизни договорился о выставке в этом месте.

Фотограф Холдин так внимательно относился к цветопередаче, что любая из 70 фотографий этой выставки уникальна. От каждого кадра осталось по одному авторскому отпечатку. В применении к фотографии – это парадокс. Но Холдин занимался не просто фотографией, а переводом с языка иконописи на язык светописи. Переводом виртуозным и верным. Мастерство фотографа от глубокого понимания древнерусского искусства здесь не отделить.

Екатерина Данилова, искусствовед: "Не искусствовед, а дизайнер, художник сделал исследование творчества Дионисия на языке современного искусства фотографии".

Чтобы передать светоносную фактуру росписей Дионисия, Юрий Холдин снимал только днем, при мягком, рассеянном свете.

Екатерина Данилова, искусствовед: "Для него была важна не только архитектура, цвето-воздушная глубина, пространство".

Время, пережитое фреской, Юрий Холдин ценил не меньше, чем окружающий фреску воздух. Пелена пяти веков на его фотографиях реальна – трещины, утраты запечатлены с той же точностью, что и тончайшие цветовые нюансы росписей Дионисия.

Юрий Кублановский, поэт: "Что-то ему показалось, что цвет немного отличается, он срывался, ехал в Ферапонтово".

Труд Юрия Холдина изменил систему координат в представлении обществу памятников древнерусского искусства и переоткрыл искусство Дионисия для нашего времени.