31.07.2008 | 19:22

История двух театров в Шереметевском дворце

Россия - организм, в котором бьются два сердца – Москва и Петербург. Антагонизм и диалог двух столиц - в основе всей отечественной истории последних столетий. Мы говорим о московской и петербургской литературе, живописи, музыке, театре – как о двух образах мира, различных, но вместе составляющих уникальный портрет русской культуры. "Две балетные сцены России" - так называется выставка, которая открывается в Шереметьевском дворце Санкт-Петербурга. Это совместный проект Музея Большого театра и Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства. На примерах знаменитых одноименных спектаклей, шедших в разные годы на сценах Мариинского и Большого театров, авторы экспозиции показывают единство и борьбу двух русских балетных школ.

Если по модному подиуму театры двух столиц шли рука об руку - в остальном единодушия не было. Не соперники и не партнеры - Большой и Мариинский объединились всего раз в истории. Балет "Прелестная жемчужина" поставили специально к коронации Николая Второго. Для петербургских солистов пришлось даже выделить отдельный поезд - и каких трудов и интриг стоило блистательной Матильде Кшесинской место в этой уникальной, объединенной труппе!

Елена Федосова, ведущий научный сотрудник Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства: "Всем было известно о ее дружеских и личных отношениях с Николаем Вторым, когда он был еще цесаревичем, и в Дирекции Императорских театров посчитали, что это будет неприлично ей участвовать в коронационном спектакле"
Кроме этого, в совместной истории двух театров есть и еще одно исключение: балет "Дон Кихот". Либреттист Сен-Жорж, торопливый карандаш Мариуса Петипа. Постановку дублировали в Москве, так делали часто. Но сегодня мы видим версию Большого театра - петербургский вариант поблек и вскоре исчез со сцены.

Елена Федосова: "Из классического репертуара - это уникальный случай. Очевидно, это был такой веселый, оживленный, очень московский балет, он и прижился".

Через века и расстояние, сквозь лица и движения сохранились портреты бессмертных спектаклей. "Великие Жизели" - шесть уникальных партий - и словно единый балет длиною в полтора века. Разные роли, разные музы, разные сцены, но главное всегда одно - источник вдохновения.