01.08.2008 | 15:10

150 лет со дня рождения Ильи Остроухова

В каждом коллекционере есть что-то от Колумба. Он проходит путь от безумного авантюриста, тратящего силы и средства на сомнительные проекты, до первооткрывателя новых континентов в мире искусства. Одним из таких "Колумбов" для русской культуры был Илья Остроухов. Ученик Репина в истории живописи остался автором одной картины – "Сиверко". Но любовь Остроухова-собирателя к искусству современники называли бесконечной, а интуицию – всепроникающей. Ему принадлежит слава первооткрывателя древнерусской иконописи. А его собственное собрание икон стало основой коллекции древнерусского искусства Третьяковской галереи. Сегодня исполняется 150 лет со дня рождения Ильи Остроухова. Рассказывают "Новости культуры".

В доме в Трубниковском переулке Илья Остроухов вместе со своей женой Надеждой Боткиной прожил 30 лет. С того времени сохранилась каменная терраса и пристройка. От роскошного сада уцелели лишь вот эти дуб и липа. При Остроухове был достроен второй этаж, где разместилась библиотека. Здесь же был открыт Музей живописи и иконописи. Он сразу получил известность и попал в московские путеводители начала XX века. Кроме коллекционирования, Остроухов увлекался музыкой. И в его доме бывали знаменитые певцы, актеры и художники.

Светлана Бойко, старший научный сотрудник Литературного музея: "Здесь бывали и Коровин, Серов, и Кончаловский, архитектор Шехтель. Здесь бывали и артисты Шаляпин, Южин".

Сегодня в Третьяковской галереи хранится не так много работ Остроухова. Всего 20, вместе с этюдами и эскизами. Зато в зале Третьяковки - самая знаменитая картина художника "Сиверко". Еще Александр Бенуа включил ее в историю искусства XIX века. Илья Остроухов не был ровным художником. У него были взлеты и падения. К тому же он не получил академического образования. В разное время он учился у Репина, Поленова, Чистякова. Кроме живописи, у художника было много других увлечений. Однажды ему подарили икону 15-ого века. И Остроухов стал коллекционировать древнерусское искусство .

Лидия Иовлева, первый зам. директора Третьяковской галереи: "Одним из первых Остроухов начал собирать икону, не как моленный образец, такие коллекции были до него у старообрядцев, да и не только у старообрядцев. Остроухов сделал икону предметом коллекционерского интереса".

Музей живописи и иконописи Остроухова просуществовал не долго. В 1930 годы он был национализирован, а его коллекция разошлась по разным музеям. Иконы попали в Третьяковскую галерею, также, как некоторые картины из его музея. Остроухов собирал то, что называется лабораторией художников: этюды, эcкизы, варианты каких-либо картин. После смерти Павла Михайловича Третьякова Остроухов возглавил попечительский совет и практически стал директором галереи, до тех пор, пока не произошел несчастный случай.

Лидия Иовлева: "В 1913 году некий человек с неустойчивой психикой Балашов порезал картину Репина "Иван Грозный и сын его Иван". Остроухов счел, что в этом есть какая-то его вина. Поэтому он и главный хранитель музея подали в отставку".

В рукописном отделе сохранился огромный архив переписки дочери Третьякова Александры Боткиной с Ильей Остроуховым. Только по письмам можно изучать художественную жизнь России начала ХХ столетия. Часто Остроухов сопровождал письма рисунками. За что бы ни брался художник, он все делал страстно. Александра Боткина называла это "лавинностью".

Лидия Иовлева: "Когда увлекся Остроухов собиранием икон, Александра Боткина сказала: "Ну, вот, теперь иконы. В вашем характере есть некая лавинность. То испанские лампады, теперь иконы, даже Ванду Ландовскую я отношу к вашей лавинности".

В последние годы жизни Илья Остроухов вновь вернулся к живописи. Но здоровье не позволяло ему выходить из дома, так что приходилось писать картины по старым этюдам. Тем не менее, его, по-прежнему, помнят, как художника, и коллекционера.