01.08.2008 | 15:51

Реставрация Гатчинского дворца

Императорский дворец на берегу Серебряного озера – уникальный образец русской архитектуры, созданный несколькими поколениями прославленных мастеров, от Антонио Ринальди и Винченцо Бренна до Андрея Воронихина и Романа Кузьмина. Это - единственный дворец-замок в окрестностях Северной столицы, облик которого – под стать характеру его обитателя, императора Павла, "русского Гамлета". И, как выяснилось, он хранит не меньше загадок, чем настоящий средневековый замок. Музей занимает лишь пятую часть огромной павловской резиденции, которая фактически оставалась неизвестна даже специалистам. Сейчас Гатчинский дворец раскрывает свои тайны реставраторам. Рассказывают "Новости культуры".

Неизвестный Гатчинский дворец открыл свои тайны реставраторам. Сейчас специалисты изучают помещения, которые не использовались около четверти века. Музей занимает примерно пятую часть огромной резиденции императора Павла, остальное, абсолютно не изученное пространство, всегда оставалось закрытым для посетителей заповедника. Спор о статусе заповедника привел к неожиданному результату. Городской музей с областной судьбой стал всем интересен. Здесь произошли три невероятных события: Гатчина - реставрируется, музей получает деньги, и начались исследования помещений Павловской резиденции, которые оставались заброшенными с 1980-х годов прошлого века. Речь идет о помещениях Кухонного и Арсенального каре. В отличие от центрального корпуса Ринальди облик этих флангов сложился в середине XIX века при участии зодчего Романа Кузьмина.

Строгий и величественный дворцовый фасад не дает никакого представления о том, с какими чудесами можно столкнуться в чреве Гатчинского замка. Из внешних красот отметим внутренние дворы резиденции. Вполне романская по духу колокольня дворцовой церкви святой Троицы, стены, со следами обстрелов и живописными фрагментами декоративного убранства. Никакая музейная экспозиция не смогла бы передать всю катастрофичность столкновения эпох на еще живом архитектурном пространстве. Так эти дворики выглядели в январе 1944 года, когда Гатчина освобождалась Красной армией, примерно также они выглядят и сегодня. Позже здесь располагался закрытый военный институт. Последнюю партию оборудования вывезли из дворца 25 лет назад.

Ирэн Хаустова, архитектор: "После того, как отсюда выехали военные – военный институт, занимающий все помещения, они остались брошенными. И, практически никто ничем не занимался. Сделаны были обмеры в свое время. Но обследования конструктивного, обследования архитектурного практически не было сделано".

Гатчинский дворец упорно не расстается со своим ХХ веком, здесь достаточно примет советского хозяйствования, иногда пугающих, иногда комичных. Например, огромный крюк на Медвежьей лестнице - одна из главных достопримечательностей Арсенального каре. Минуя очередной участок, попадаем в самый большой зал дворца - концертный. В советский домузейный период здесь располагался клуб. Внутри временного укрытия из полиэтилена нас ждет настоящее реставрационное чудо: эрмитажные специалисты Ирина Смирнова и Ирина Хомченко заканчивают восстановление самого большого гатчинского плафона XVIII века "Триумф Венеры" из павильона Венеры на Острове Любви. Площадь плафона 80 квадратных метров, в свое время по заказу Павла его создавал художник Яков Меттенлейтер. Павильон на Острове для романтических свиданий в точности копировал строение увиденное наследником во время путешествия по Франции.

Валентина Федорова, научный сотрудник ГМЗ "Гатчина": "Вообще, павильону нашему повезло! Если во Франции, павильон во время французской революции погиб, то вот Гатчинский в силу, так сказать судеб, сохранился до XXI века".

Работа над восстановлением плафона закончится раньше реставрации
павильона Венеры и на много раньше того момента, когда к жизни будут возвращены интерьеры Арсенального и Кухонного каре. На сегодняшний день музейная структура освоила не более 20 процентов от площади Гатчинского дворца, продвижение вглубь этого памятника обещает еще много чудных открытий.