03.08.2008 | 14:13

В Москве открылся Современный музей каллиграфии

В Москве появился первый в России Современный музей каллиграфии – музей искусства красивого письма. В экспозиции представлены образцы славянской, западноевропейской и восточной письменности, каллиграфические картины и редчайшие манускрипты. Отдельный стенд посвящен старинным письменным принадлежностям, перьям и кистям. Сейчас собрание насчитывает около сотни экспонатов, в начале осени коллекцию пополнят. К этому времени здесь появится каллиграфическая версия Российской Конституции. Подробнее рассказывают "Новости культуры".

Скоро член Китайского ученого общества парных надписей, господин Чэнь Вэнь-Фу будет обучать искусству каллиграфии в России. Открытие первой школы каллиграфии в России, где всех желающих научат красиво писать, запланировано на осенью. Самые способные, возможно, смогут, например, повторить автографы китайских правителей XVII века.

Свой вводный, первый урок перед российской публикой мастер-каллиграф Чэнь Вэнь-Фу начал с установки: "Каллиграфия- это состояние души. Расслабьтесь, очистите мысли и только потом приступайте к письму. Торопиться не стоит".

Через полчаса каллиграф вывел кистью древнюю китайскую мудрость: "Ленивому не откроется смысл мироздания, потому что он ленится писать каллиграфически. - Чэнь Вэнь-Фу сетует, - ленивых в Китае с каждым годом становится все больше: с появлением компьютеров люди не то чтобы каллиграфической кистью, шариковой ручкой писать перестали".

"Упрощение письма приведет к упрощению сознания", - считает и и. о. доцента кафедры книжной и станковой графики Художественно-промышленной академии им. Мухиной (СПб.) Петр Чобитько, один из немногих в России, кто пропагандирует чистописание.

Художник, профессор Санкт-Петербургской художественной академии несколько лет назад он открыл первую в России школу каллиграфического письма. Чобитько убежден - каллиграфии все возрасты покорны. Недавно Чобитько выпустил очередную книгу о каллиграфии, где рассказал, как искусство красиво писать дышать и жить помогает.

Петр Чобитько: "Пятнадцатиминутные ежедневные занятия каллиграфией восстанавливают кровяное давление, психику. Сегодня это панацея для человека - он не может жить сегодня без каллиграфии. Я занимаюсь этим уже лет сорок".

В России каллиграфия достигла расцвета в XVII веке, хотя родилась еще в допечатный период. Петр Первый, большой ценитель прекрасного, каллиграфическим почерком заставлял писать свои указы и распоряжения. Кстати, и Вольтер вел переписку с Екатериной II, витиевато выводя каждую букву.

Петр Чобитько: "Когда впервые увидел записи Моцарта, подумал, они так похожи на каллиграфию. Он писал не ноты, а каллиграфические детали".

Так художник увидел музыку Моцарта, а так же и стихи Пушкина. Написанный каллиграфически алфавит, по его мнению, напоминает больше живописное полотно. Конечно, каллиграфия имеет не только эстетическое и терапевтическое значение. Эта гимнастика на кончиках пальцев развивает фантазию, образное мышление, но главное - сохраняет связь времен. Петр Чобитько в своей книге обстоятельно доказывает, что каллиграфия - корень любой культуры. А компьютерный век привел к катастрофе - письмо стало суррогатным. Художник вздыхает: "О каком искусстве, культуре в стране может идти речь? Впрочем, чтобы открыть музей работы современных каллиграфов нашли без труда".

Алексей Шабуров, директор Современного музея каллиграфии: "Мы обратились к мастерам, а у них работает сарафанное радио. И так мы собрали образцы современной каллиграфии почти со всего света".

Сейчас каллиграфия популярна в арабском мире, на Востоке она давно признана искусством. В Китае каллиграфию преподают в школе, а в Японии даже в ВУЗах. На Востоке каллиграфию по значимости ставят в один ряд с боевыми искусствами как метод укрепления духа и путь к совершенствованию. И Россия, как оказалось, стремится вернуть себе "национальный почерк".