19.08.2019 | 10:16

Портрет Екатерины II привезли в музей-заповедник "Царицыно" из Мальты

День истории прошел в столичном музее-заповеднике «Царицыно». В этом году праздник посвящен 290-летию со дня рождения императрицы Екатерины II. В Большом дворце открылись сразу две выставки.

На картине Дмитрия Левицкого - Екатерина II Воительница. Одета в кирасу и шлем. Такая покровительница русского воинства. Ее украшают лента с Орденом Святого Георгия, который был учрежден самой Екатериной, и золотая цепь Ордена Андрея Первозванного. За почти двести тридцать лет, Мальтийская Екатерина впервые покинула Посольский зал президентского дворца в Валлетте.

«Все официальные встречи, все рукопожатия проводились под взором русской императрицы. Сейчас, когда картина покинула остров, это место пустует. Екатерина олицетворяет всю историю взаимоотношений России и Мальты, показывая насколько мальтийцы дорожат этими связями», - отмечает Пьер Клайв Аджус, посол Республики Мальта.

Мальтийский портрет Екатерины был написан после ее визита в Тавриду. Тогда она получила от магистра Мальтийского ордена пальмовую ветвь - символ славы и бессмертия. Портрет стал ответным подарком. Написанная в 1787 году картина прибыла на Мальту только через три года. И сейчас путешествие из Мальты в Россию оказалось не из легких.

«Транспортировка была сложная: она ехала и на пароме, на машине, самолетом. Екатерина украсила Екатерининский зал. Мы получили двух Екатерин, одна из которых смотрит на другую. Екатерина скульптора Опекушина смотрит на Екатерину с Георгиевской лентой», - говорит Елизавета Фокина, генеральный директор музея-заповедника «Царицыно».

Еще восемь гостевых работ дополнили постоянную экспозицию музея. Коронационный портрет кисти Рокотова из Третьяковской галереи, один из любимых императрицей. Вот государыня сжимает руку маленького Павла, словно говоря, что хранит права наследника престола. На этой картине из Рыбинского музея - внебрачный сын Екатерины и Григория Орлова. А в этом русском национальном костюме, в котором обычно ходили купчихи, императрицу сразу и не узнаешь.

«Это говорит о том, что Екатерина была мудрым человеком, правительницей. И она понимала особенности русской культуры. Не случайно она приняла православие», - добавляет Людмила Маркина, куратор выставки.

Гипсовый эскиз ученица Фальконе Мари-Анн-Коло делала по памяти. Именно его использовал итальянец Бартоломео Кавачеппи для своего мраморного бюста русской государыни, которую никогда не видел, но которой придал величие Александра Македонского.

Елена Ворошилова

Новости культуры