04.08.2008 | 13:35

230 лет назад появился театр "Ла Скала"

На культурной карте мира не так много мест, обладающих почти мифическим статусом. Одно из них – "Ла Скала". 230 лет назад, 3 августа 1778 года, в Милане открылся театр, первая же постановка которого – опера Антонио Сальери "Признанная Европа" - потрясла и публику, и критиков. "Ла Скала" и сегодня сохраняет титул "первого оперного дома планеты". За его подчеркнуто скромным фасадом скрывается сложнейший живой механизм, обеспечивающий колоссальную работу. Порой он дает сбои, но меломаны могут быть уверены, что "скала" "Ла Скала" выдержит все. В этом убедились и "Новости культуры".

Под занавес сезона штатные сотрудники "Ла Скала" (это хор, кордебалет, оркестр и технический персонал) объявили забастовку. На работу приходили и даже репетировали, но спектакли отменили. За два дня финансовые проблемы все же удалось решить, и в театре закрыли сезон так, как и планировали – оперой "Богема" Джакомо Пуччини в постановке Франко Дзеффирелли, которая шла здесь 40 лет и пережила более 6 тысяч представлений.

В этом году эту "Богему" сыграли в последний раз – новая версия оперы Пуччини появится на сцене театра через 4 года. Решения по репертуарной политике театра принимает артистическая дирекция "Ла Скала", но последнее слово – всегда за интендантом.

Гастон Фурнье, координатор артистической дирекции: "Если вы будете смотреть, например, оперу Россини в Германии, то это обязательно будет современная трактовка. Для "Ла Скала" и итальянской оперы вообще по-прежнему важны исторические постановки. Мы с уважением относимся к тому, что написано в либретто. У нас может быть современная сценография, но костюмы всегда будут традиционные.

К историческим деталям здесь внимательно относятся не только на сцене. Четыре года назад, во время последней реконструкции здания, реставраторы обнаружили необычный для этого зала декор – золотой с голубым. Вполне вероятно, что когда-то театр был выдержан в голубых тонах, но к середине XIX века "Ла Скала" стал таким как сегодня, красно-золотым. Этот особый красный здесь даже называют просто "цветом Ла Скала".

До 1921 года многие ложи в театре были платными и декорировались в соответствии со вкусами и запросами их владельцев. Например, в ложе наследного принца был специально сооружен камин. Напротив каждой ложи – гардероб. По сей день, многие миланцы передают абонементы на ложи из поколения в поколение. Ведь, несмотря на внушительную стоимость, (от 2 до 10 тысяч евро) подписаться на абонементы очень сложно.

Свой нынешний вид сцена "Ла Скала" приобрела при Артуро Тосканини в 90-ые годы XIX века. Именно он, великий дирижер, создал должность технического директора и разделил персонал на несколько специализированных групп. Во времена Муссолини сцену механизировали. Столь революционное для тех лет преобразование позволило менять декорации во время спектакля максимально быстро. Сегодняшнее оснащение театра – простое и в тоже время универсальное.

Франко Мальгранде, технический директор: "Люди, которые хотят использовать в театре современные технологии, просто безумцы. Что вы будете делать, если во время спектакля компьютерная система заблокируется? Вы что, будете обращаться в специальную фирму, которая может быть в Германии? Театр делается в реальном времени!"

Вся история театра – в музее "Ла Скала". Сотрудники музея точно знают, что два столетия назад в "Ла Скала" приходили не только слушать оперу, но и даже играть в азартные игры – театр зарабатывал на жизнь самыми разными способами.

Франсин Гарино, смотритель музея Ла Скала: "Театр выполнял огромную социальную функцию. Люди приходили сюда пообщаться, обсудить громкие любовные истории, поговорить о политике. И в фойе театра находилось казино, так что здесь играли в азартные игры".

"Ла Скала" – это не только зал и сцена, но и колоссальное хранилище декораций, а также мастерские, расположенные на территории в 25 тысяч квадратных метров в помещении бывшего депо.

Занятия по маскам учеников Академии "Ла Скала". В этом учебном заведении готовят всех потенциальных сотрудников театра: от технического персонала до солистов. Рядом – пошивочные цеха, на каждого солиста есть свой манекен, а для каждого спектакля подобраны и хранятся определенные ткани.

Из 13 опер, которые сейчас идут на сцене "Ла Скала", пять –совместные спектакли с другими оперными театрами. Это значит, что постановки "Ла Скала" должны соответствовать вкусам и требованием не только итальянской, но европейской и американской публики. В репертуаре театра – шедевры XX века и музыка ХХ века, к которой нужно приучать публику, а, порой, и самих исполнителей.

Гастон Фурнье, координатор артистической дирекции: "Раньше каждый оперный сезон представлял публике оперные премьеры, а теперь репертуар оперных театров напоминает музей. Мы пытаемся изменить ситуацию. Сейчас мы заказали оперу известному итальянскому композитору Батистелли, который пишет произведение на основе книги Ал Гора "Неудобная правда". Это уже даже не о сегодняшнем, а о завтрашнем дне.

Север Италии традиционно был мультикультурным, ведь когда-то этот регион входил в Австро-Венгерскую империю, да и сам театр "Ла Скала" был построен по приказу австрийской императрицы Марии-Терезы. Сегодня во времена глобализма поддерживать репутацию мирового оперного центра оказывается непросто. Но миланцы говорят, что их оперный театр такой же, как сам город – скромный снаружи, но удивительный внутри. "Ла Скала" нужно не просто увидеть, а открыть для себя.