Новости проекта

12.08.2019 | 10:26

Для восстановленных барельефов со стадиона "Динамо" ищут выставочное пространство

Барельефы работы Сергея Меркурова, украшавшие стадион «Динамо», отреставрированы и готовы снова предстать перед публикой. Осталось решить, где они будут экспонироваться. Ольга Енина продолжит.

«Это уже отреставрированные образцы, которые каким-то образом будут в дальнейшем правильно установлены, подсвечены, возможно, будут накрыты какими-то дополнительными защитными стеклами. Ну, вот, мы сейчас в ожидании этого проекта. И после этого будет понятно, каким образом эти барельефы предстанут на общий обзор», - говорит Андрей Лунтовский, генеральный директор управляющей компании «Динамо».

Планируется, что экспонировать барельефы Сергея Меркурова будут на территории стадиона «Динамо». Они были демонтированы в 2008 году во время полного обновления стадиона. Сейчас идет работа над проектом их размещения.

«Это будет начальной точкой для создания целого комплекса музея, музея стадиона, который в дальнейшим будет развиваться и пополняться различными экспонатами. Конкретных планов относительно, где будет музей, какой он будет - сейчас находится в нашей проработке внутри компании. Это помещение торгового центра, где временно хранятся барельефы с соблюдением необходимого температурного режима», - рассказывает Андрей Лунтовский.

Стадион «Динамо» был построен по проекту архитекторов Аркадия Лангмана и Лазаря Чериковера и открылся ко Всесоюзной спартакиаде в 1928 году. Работа советского классика Сергея Меркурова украшала портики Южного и Северного фасадов. Барельефы пережили реконструкцию перед Олимпиадой-80. А после демонтажа в 2008 были разделены на фрагменты. Реставраторы провели кропотливую работу, восстанавливая авторский слой по крупицам. И возник вопрос - где демонстрировать столь масштабные объекты? Длина двух фризов превышает 32 метра, а высота — порядка 12.

«Есть одна проблема. Проблема состоит в том, что они огромные, т.е. это монументальная скульптура, предназначенная для обзора на большой высоте - там порядка 25-20 метров от земли до барельефов. Они, правда, очень объёмные. Ни один музей в Москве, насколько мне известно, не может себе позволить взять это на хранение. Они и к нам обращались, но как бы куда?», - отмечает Елизавета Лихачёва, директор Государственного музея архитектуры им. Щусева.

Правда, некоторые представители профессионального сообщества сомневаются в том, что стадион подходит для экспонирования произведений искусства.

«Стадион «Динамо» - это никакое не музейное пространство. Это немножко спорта, очень много торговых площадей. И зачем этим людям, которые будут приезжать туда за покупками или посмотреть футбол, идти и смотреть какой-то барельеф в какой-то из комнат на каком-то из этажей - я не понимаю, если честно», - считает Юрий Аввакумов, архитектор, художник.

«Будут они, как экспонаты музея, либо это будет просто украшение интерьеров стадиона - я сказать не готов, но я уверен в том, что подлинные барельефы Меркурова, посвящённые спорту, посвящённые обществу «Динамо», останутся на стадионе», - добавляет Алексей Емельянов, руководитель Департамента культурного наследия г. Москвы.

Предполагается, что проект, показывающий, как именно будут демонстрировать барельефы, представят на согласование в столичный Департамент культурного наследия осенью этого года.

Ольга Енина 

Новости культуры