Новости проекта

13.08.2019 | 20:15

Завершена летняя программа Международной театральной Олимпиады

В Петербурге завершена летняя программа Международной театральной Олимпиады - самого заметного события Года Театра. О ярких спектаклях этого лета и о том, что предстоит увидеть осенью - расскажет Алексей Комаров.

Вот так в Петербурге торжественно открыли Театральную олимпиаду. В год 25-летнего юбилея её впервые принимают сразу две страны - Россия и Япония. Американский режиссер Роберт Уилсон в Петербург приехал впервые. Сюда он привёз свой спектакль по мотивам пьесы Софокла «Царь Эдип».

Спектакль - сборник всех творческих приемов режиссера. И кажется, что всё происходящее на сцене - коллективный сон человечества, в котором стираются границы между драмой, танцем, изобразительным искусством и музыкой. Поэтому один и тот же текст из трагедии Софокла актеры читают на итальянском, греческом, английском, французском и даже русском. 

«Это вызов - ставить такое произведение. С одной стороны, нужно трепетно и с уважением отнестись к тексту античной истории. Но с другой - необходимо найти свой собственный путь к повествованию», - отмечает режиссёр Роберт Уилсон.

Движение рук из точки, работа с геометрией и линиями. Стиль Уильяма Форсайта узнаётся с первого взгляда. И хотя сам хореограф в Петербург не приехал - отправил на Театральную олимпиаду свой новый балет «Тихий вечер танца». Представили постановку друзья Форсайта, танцовщики лондонского театра «Сэдлерс-Уэллс», с некоторыми из них он работает уже более 30 лет.

«Уильям - тот человек, который может создать условия для того, чтобы родился балет. Мы, по сути, имеем такое коллективное произведение, когда каждый вкладывает какую-то свою идею, а Уил только режиссирует этот процесс», - рассказывает Джил Джонсон, артистка театра «Сэдлерс-Уэллс».

Это, пожалуй, самая мультимедийная постановка на Театральной олимпиаде. Современные технологии позволили ожить картинам Иеронима Босха. Актеры на сцене - часть общей фантасмагории, фигуры то сходят с полотен, то наоборот замирают на холсте. 

«Босх 500 лет назад ставил те же вопросы, которые актуальны и сейчас. Но надо понимать, что это была эпоха Средневековья, тогда еще сложнее было ставить вопросы, относящиеся к религии: что есть ад и небеса, что есть добро и зло», - объясняет Владимир Амиго, артист театр-цирка «Семь пальцев».

Программу Театральной олимпиады составлял Международный комитет. А так как театр уже давно вышел за рамки какого-то одного жанра, то и в программе спектакли, балансирующие на грани балета, музыки, цирка и собственно классического театрального искусства. 

«По сути, программа - это такой слоеный пирог, составленный из разных пластов. Дальше это программа фестивалей-партнеров. Это Чеховский фестиваль, «Точка доступа», «Балтийский дом», «Net», который и завершит олимпиаду», - говорит Алексей Платунов, программный директор Международной театральной олимпиады.

Осенью в Петербурге покажут не менее значимые для современного театра спектакли. Это «Процесс» Кристиана Люпы, «Росмерсхольм» Андрия Жолдака, «Карусель» Андрея Щербана, «Все, что произошло и могло произойти» Хайнера Гёббельса. И сценическую трилогию отца-основателя олимпиады Теодороса Терзопулоса об отношениях Марии Стюарт и Елизаветы I. А также большую программу национальных театров России. 

Алексей Комаров 

Новости культуры