Новости проекта

13.08.2019 | 10:47

Владимир Путин объявил благодарность ВГИКу

Президент России Владимир Путин объявил благодарность Всероссийскому государственному институту кинематографии имени Герасимова за заслуги в развитии культуры и искусства и многолетнюю плодотворную деятельность. Нынешний год для ВГИКа – юбилейный. 1 сентября он отметит 100-летие. На режиссёрском факультете вуза учат сочетать новейшие технологии с методами работы классиков отечественного кинематографа.

В учебной киностудии ВГИКа идут последние приготовления к съемке. Курсовая работа - боевое крещение для будущего режиссера: здесь они должны применить знания, полученные в аудитории. Будущие режиссеры за время своего обучения почти половину времени проводят на съемочной площадке, ведь только так передаются основы мастерства. Виталий Калинин, доцент кафедры телевидения: «Много чего передаем нашим студентам, но главное - это, конечно, понимание того, что такое энергия кинематографа, телевидения, медиа. Потому что энергия того человека и съемочной группы и передается зрителю».

На этих документальных кадрах Михаил Ромм проводит занятие по режиссуре. Своим воспитанникам он давал полную свободу выбора - метода работы и материала. И сам не был скован никакими рамками: его мастерскую заканчивали такие разные Андрей Тарковский и Василий Шукшин. Их можно увидеть в сохранившейся учебной короткометражке «Убийцы» по Хемингуэю. Андрей Эшпай, доцент кафедры режиссуры игрового фильма: «По статистике если учится двадцать человек, то снимать из них будет пять. А остальные останутся вторыми. Кто-то перейдет может даже продюсером или сценаристом, еще кем-то в кинопроцессе. Но вот такими режиссерами-авторами бывают с курса один или два человека».

Сергей Эйзенштейн был перфекционистом во всем. Вот эту мизансцену - преподаватель со студентами - он продумывал сам. В кабинете истории отечественного кино хранятся дипломные работы «эйзен-щенят», так мастер иронично называл своих учеников. Эйзенштейн учил их продумывать фильм еще за письменным столом. Не только сценарий, раскадровку, но и эмоциональное воздействие каждого кадра на зрителя. Александр Котт, доцент кафедры режиссуры игрового фильма: «Внутреннее терпение, при этом дзен, потому что это та профессия, в которой человека можно легко утопить, можно легко поднять на олимп и легко сбросить».

А как сбрасывать - с грохотом или со свистом - знают в звукоцехе, он оснащен по первому слову техники, не хуже, чем ее аналог на «Мосфильме». Здесь можно создать любую шумовую фактуру для фильма в соответствии со сценарием и идеей режиссера. Но технологии не самое главное в образовательном процессе, уверяют профессора старейшего киновуза страны. Николай Скуйбин, декан режиссерского факультета: «Человек, идущий в режиссуру, имеет претензию обратиться к огромному количеству народа, предполагается, что он хочет иметь в зале тысячу зрителей. Значит, он должен как минимум знать, что им сказать».

Именно поэтому на факультет стараются брать не вчерашних школьников, а тех, кто уже уверен в том, что режиссура - его призвание.

Станислав Анисимов

Новости культуры